ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ: УКАЗ О ПОДДЕРЖКЕ ЭКОНОМИКИ
Апрельские акты законодательства, разъяснения госорганов по-многом обусловлены непростой экономической ситуацией, связанной с пандемией.
Очевидно, номером один стал ожидаемый Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»
По нашему мнению, резонансными были постановления Правительства и МАРТа по вопросам ценообразования, а также решение Правительства о возмещении командировочных расходов.
Вместе с тем, в фокусе нашего внимания и «обычные», но практически не менее важные и актуальные вопросы: так, в апреле вышел целый ряд разъяснений МНС, посвященных отнесению расходов в состав налоговых затрат.
В такой последовательности – наш обзор.
1. Поддержка экономики: льготы, послабления, но не всем и с условиями.
- Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 г. № 143 «О поддержке экономики»:
ð местные органы власти:
вправе изменять субъектам хозяйствования по определенным видам экономической деятельности установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее – земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в форме отсрочки с последующей рассрочкой (далее – отсрочка, рассрочка), налогового кредита, при условии своевременной уплаты текущих платежей.
Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.
Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются;
вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.;
вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г., за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов;
ð вводится мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом до 30 сентября 2020 г.;
ð рекомендовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлять арендаторам – субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер;
ð затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения, включаются в состав внереализационных расходов;
ð зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации плательщикам по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, производится за отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы;
ð выбранный организацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 504 порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в учетную политику этой организации и будет действовать в течение всего налогового периода;
ð объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий.
2. Отчисления части чистой прибыли: не сразу, а равными частями.
- Указ Президента Республики Беларусь от 22.04.2020 № 141 «Об уплате части чистой прибыли (дохода)»:
уплата части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет (см.Указ № 637) хозяйственными обществами, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2019 год производится ежемесячно равными долями в мае–декабре 2020 г. не позднее 22-го числа каждого месяца.
3. Ценообразование: регулирование вводится, отменяется и снова вводится.
- постановление Совмина от 30.03.2020 № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», вступившее в силу со 2 апреля, действовало всего по 17 апреля:
министерствам, ведомствам, облисполкомам и Мингорисполкому предписывалось не допускать роста отпускных цен (тарифов) на товары (услуги), производимые (оказываемые) подчиненными (входящими в состав, систему) организациями, выше 0,5 процента ежемесячно и обеспечить поставки производимой продукции в розничную торговую сеть под потребность внутреннего рынка.
Соответственно, юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 процента ежемесячно.
- постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15 апреля 2020 г. № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары» введено государственное регулирование цен на отдельные социально значимые товары на срок до 90 дней (в виде ограничения рентабельности, в частности). При этом МАРТ разъяснило, что, полагает возможным приведение цен в соответствие с требованиями указанного постановления осуществить не позднее 22 апреля 2020 г.
МАРТ также указало, что реализация товаров по договорам, заключенным до вступления в силу постановления № 30, осуществляется по ценам с соблюдением норм постановления № 30.
4.Командировочные расходы: заграничные командировки в условиях коронавируса.
Правительством принято Постановление № 194:
- работникам, которые не могут вернуться в Беларусь из стран с зарегистрированными случаями инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19 продлевается срок командировки до дня прибытия в Беларусь включительно;
- за этот период:
- возмещаются командировочные расходы в соответствии с Постановлением № 176;
- сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего);
- гарантированно сохраняется заработная плата в размере не ниже 2/3 установленных тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада (организация в ЛПА может определить более высокий размер);
- при невозможности выполнения работы по трудовому договору в период нахождения после возвращения из командировки в самоизоляции (Постановление Совмина № 171: работникам сохраняется заработная плата в размере не ниже 2/3 установленных им тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада).
(По этому поводу смотрите также наш Даксин Глобал Бел-взгляд на сайте Даксин Глобал Бел).
5.МНС: активное разъяснение применения норм НК по налогу на прибыль.
- письмо от 26.03.2020 № 2-2-10/00659 «Об учете курсовых разниц» (опубликовано на сайте МНС в апреле):
в соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении налогом на прибыль не учитываются предоставленные займы, в том числе беспроцентные.
Суммы полученных займов не поименованы в НК и иных положениях законодательства в качестве затрат, не учитываемых при налогообложении. По своей сути суммы полученных займов не являются ни доходами, ни расходами организации.
Положительные курсовые разницы, связанные с переоценкой предоставленного и полученного займа, а также отрицательные курсовые разницы по полученным займам, учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов (расходов).
- письмо 10.04.2020 № 2-2-10/00807 «О налогообложении»:
не признаются в бухгалтерском учете доходами и расходами от оценки облигаций и, соответственно, не участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы процента (дисконта):
оплаченные владельцем облигации при ее приобретении (включенные в цену приобретения облигаций);
полученные владельцем облигации от эмитента в течение всего периода владения облигацией. При этом, вышеуказанные суммы процента (дисконта) влияют на размер амортизированной стоимости облигаций, которая включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имеет место реализация, выбытие по иным основаниям или погашение облигаций.
- разъяснение от 07.04.2020 № 2-2-10/00775 «О разработке норм товарных потерь»:
для целей исчисления налога на прибыль в состав нормируемых затрат подлежат включению потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах отдельно разработанных норм естественной убыли, потерь (боя), установленных организацией самостоятельно, независимо от методов, применяемых при их разработке. Данный порядок списания товарных потерь распространяется, в том числе, на организации розничной торговли, осуществляющие реализацию товаров методом самообслуживания.
Потери товаров, запасов, возникающие естественным образом в результате технологических процессов, при производстве, а также при подготовке товаров к реализации (подача в цех фасовки, фасовка, распаковка, загрузка в бункер и др. и при иных обстоятельствах, не связанных непосредственно с хранением, транспортировкой и реализацией товаров, запасов, при отсутствии виновных лиц, для целей исчисления налога на прибыль включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 170 НК;
При налогообложении прибыли стоимость испорченной продукции в связи с истечением сроков годности не может быть включена в состав нормируемых затрат.
- разъяснение от 07.04.2020 № 2-2-10/00772 «О членских взносах»:
в состав прочих нормируемых затрат подлежат включению членские (вступительные и иные взносы), уплаченные в порядке и размерах, предусмотренных уставом ассоциации (союза). При этом для отнесения указанных взносов в состав прочих нормируемых затрат достаточно документов, подтверждающих совершение хозяйственной операции в бухгалтерском учете о перечислении взносов. При необходимости может быть истребован дополнительный первичный учетный документ по форме, утвержденной организацией самостоятельно и содержащей обязательные для первичного учетного документа сведения (например, бухгалтерская справка-расчет), являющийся основанием для отражения в бухгалтерском учете сумм начисленных членских (вступительных и иных) взносов.
- письмо от 16.04.2020 № 2-2-10/00846 «О расходах по благоустройству»:
организации вправе включать осуществляемые на территории населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест (включая автомобильные дороги общего пользования) виды расходов по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории, перечисленные в Правилах благоустройства и содержания населенных пунктов (за исключением г.Минска) (утверждены постановлением Совета Министров республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087), Правилах благоустройства и содержания города Минска (утверждены решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 № 252), в состав прочих нормируемых затрат и учитывать их при налогообложении прибыли с учетом общего ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК;
при возникновении объекта основных средств, числящегося на балансе организации, такие расходы при налогообложении учитываются посредством включения в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, амортизационных отчислений по таким объектам в общеустановленном порядке.