1. Коммерческая организация несет расходы по благоустройству территории перед входом в офисное здание (ремонт дорожки замена тротуарную плитку). Территория расположена на земельном участке, находящемся у организации в собственности (пользовании). Как учесть данные расходы: в составе затрат, или в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением установленного ограничения в 1%?
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации правильнее отнести расходы по благоустройству в состав прочих нормируемых затрат.
В соответствии с подп.1.7 п.1 ст.171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) к нормируемым затратам относятся прочие затраты, определенные пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подп.2.2 п.2 ст.171 НК расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест включаются в состав прочих затрат.
Законодатель в данном случае не сделал различий в отношении расходов на благоустройство прилегающих к зданию организаций территорий, находящихся непосредственно в собственности (пользовании) данной организации либо отнесенных к коммунальной или иной собственности.
В связи с этим оснований для включения таких расходов непосредственно в состав затрат по производству и реализации (ст.170 НК) не имеется и расходы по благоустройству прилегающей к офису территории учитываются при определении облагаемой налогом прибыли, но в составе прочих нормируемых затрат.
2. Организация, применяющая УСН, взяла в аренду у физлица нежилое помещение площадью 30 кв.м. Нужно ли ей уплачивать земельный налог за земельный участок, на котором находится арендованное помещение?
Нет, обязанность по уплате земельного налога остается у физического лица.
Действительно, по общему правилу, в отношении капительных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду, возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, объекты налогообложения возникают у организаций-арендаторов (абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
Однако если это здание или сооружение находится на земельном участке, собственником, владельцем или пользователем которого является арендодатель, то у него, в данном случае – физического лица, остается обязанность по уплате земельного налога.
Такое вывод обусловлен нормами ст.236 и 238 НК:
согласно ст.236 плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных статьей 237 настоящего Кодекса;
исходя из п.1 ст.238 НК объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки и доли в праве на них, принадлежащие физическим лицам на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования, а также принятые ими по наследству.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация-плательщик налога при упрощенной системе налогообложения не является обязанной по уплате земельного налога.
3. Организация имеет в пользовании земельный участок, на котором находится впервые введенное в действие капитальное строение. Согласно подп. 1.30 ст. 239 НК такой земельный участок освобождается от земельного налога в течение одного года с даты приемки капитального строения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством. Организация вправе применить данную льготу при исчислении земельного налога в отношении всего земельного участка или только в части, которая приходится на капитальное строение?
По мнению автора, освобождение от земельного налога применяется в отношении зарегистрированного в установленном порядке земельного участка, на котором расположено капитальное строение.
Действительно, согласно подп.1.30 п.1 ст.239 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) освобождаются от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки (части земельных участков), на которых расположены впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
Определение «земельный участок (часть земельного участка)» применительно к данной льготе в НК не раскрывается, поэтому, по мнению автора, при применении льготы целесообразно исходить из норм специального законодательства, в частности, Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон № 133-З).
В соответствии с абз. 10 ст. 1 Закона № 133-З капитальное строение (здание, сооружение) - любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Согласно подп.2.2, 2.3 п.2 ст.8 Закона № 133-З государственной регистрации подлежат, в частности, возникновение, переход, прекращение права собственности, а также следующих прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество постоянного пользования земельным участком; временного пользования земельным участком, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
В свою очередь, исходя из п.1 ст.10 Закона № 133-З государственная регистрация создания капитального строения (здания, сооружения), создания незавершенного законсервированного капитального строения не может осуществляться ранее государственной регистрации создания земельного участка, на котором оно расположено.
При этом в регистрационной книге разделы, содержащие информацию о капитальных строениях (зданиях, сооружениях), незавершенных законсервированных капитальных строениях, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о земельном участке, на котором они расположены (п.2 ст.24 Закона № 133-З).
С учетом вышеизложенного, освобождению от земельного налога подлежит земельный участок (его площадь), в отношении которого осуществлена государственная регистрация создания земельного участка и на котором расположено впервые введенное в действие капитальное строение.
4. Налоговые льготы – по правилам и паспортам
Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 30.10.2019 № 735, которым утверждено Положение о порядке оценки эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам) (далее – Положение).
Тем самым, государством по сути впервые предпринята попытка системно подойти к оценке немалого количества налоговых льгот, предоставляемых субъектам хозяйствования по тем или иным основаниям.
Напомним, что согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (НК) льготами по налогам, сборам (пошлинам) признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового или таможенного законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п.1 ст.35 НК).
Вопрос о необходимости «разобраться с нужностью» тех или иных налоговых преференций, в частности – льгот, возникал уже давно. Сама идея и более-менее конкретные подходы предметно рассматривались и обсуждались в ходе деятельности межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, членами Консультативного совета по налоговой политике при Министерстве финансов Республики Беларусь, с непосредственным участием Белорусского государственного экономического университета.
Положением налоговые льготы классифицируются на:
стимулирующие - предоставляемые в целях ускоренного развития хозяйственной деятельности отдельных категорий плательщиков по видам экономической деятельности, видам товаров (работ, услуг), имущественных прав, на отдельных территориях;
системные - направленные на создание необходимых условий для устойчивого развития экономики в целом и предоставляемые категориям плательщиков, результаты деятельности которых оказывают влияние на базовые условия экономического развития (дорожное хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство, научно-технологический прогресс, инфраструктура для развития малого и среднего предпринимательства, инновационная инфраструктура и другое);
социальные - направленные на стимулирование и поддержание социально значимой деятельности плательщиков, оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан;
И именно в отношении стимулирующих налоговых льгот будет производиться оценка эффективности, которая включает:
оценку целесообразности установления (продления действия) стимулирующих налоговых льгот;
оценку эффективности установленных стимулирующих налоговых льгот, в том числе тех из них, которые установлены до вступления в силу постановления, утвердившего настоящее Положение (постановление вступило в силу с 3 ноября 2019 г.).
Опуская процедурные моменты, можно утверждать, что ключевым «финальным» документом будет паспорт стимулирующей налоговой льготы (паспорт) - своего рода досье и пропуск для дальнейшего применения налоговой льготы: согласно п.6 Положения Государственные органы и организации, заинтересованные в установлении (продлении действия) стимулирующей налоговой льготы, представляют паспорт в Министерство финансов.
Принятие Положения в целом можно оценивать позитивно, но главное не в том, что там написано, тем более, что многие те самые процедурные вещи достаточно многошаговы, а формулы для расчета эффективности стимулирующих налоговых льгот – достаточно сложны.
Важно, как ни банально, что будет на практике, по итогам первых результатов применения Положения: примем во внимание, что согласно постановлению оценка эффективности определенных стимулирующих льгот, установленных до вступления в силу постановления, осуществляется поэтапно в течение 2020 - 2022 годов, а в последующем такая оценка проводится Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом не реже одного раза в три года.
5. Организация работает на УСН без НДС и планирует поставить на экспорт в РФ товары. Как в договоре и накладной сделать запись о НДС - указать стоимость товара - без НДС или ставка НДС 0%?
В документах указывается стоимость (цена) товара без налога на добавленную стоимость (НДС).
Согласно подп.1.1.2 п.1 ст.326 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налог при упрощенной системе налогообложения заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров если численность работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно не превышает 50 человек и размер ее валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 337 415 белорусских рублей.
То есть, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС, не исчисляют и не уплачивают НДС в отношении оборотов по реализации объектов. Поэтому речь не может идти о применении той или иной ставки налога: например, ставки НДС в размере ноль процентов, в данном случае - при реализации товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Евразийского экономического союза (подп.1.2 п.1 ст.122 НК).
Исходя из правила п.6 ст.130 НК организации, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость, налог на добавленную стоимость не исчисляют, первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляют (выписывают) без выделения сумм налога на добавленную стоимость и предъявления этих сумм покупателю. При этом в указанных документах делается запись или ставится штамп «Без НДС».
Таким образом, в рассматриваемой ситуации стоимость товара указывается без НДС.
6. Организация приобрела и ввела в эксплуатацию кухню, установленную в комнате приема пищи, а также шкаф-купе для офисного помещения. Учитываются ли расходы по начислению амортизации по указанным объектам при исчислении налога на прибыль?
По мнению автора, сумма амортизации по указанным в вопросе объектам может быть включена в состав затрат по производству и реализации.
В соответствии с п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, для признания активов, имеющих материально-вещественную форму, основными средствами должны одновременно выполняться следующие условия:
1) активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
2) организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
3) активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
4) организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
5) первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
При соответствии приобретенной мебели перечисленным критериям, такое имущество относится к основным средствам.
В таком случае расходы организации возможно рассматривать как приобретение основных средств, предназначенных для нормальных условий труда управленческого персонала.
На основании ст.231 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение.
Согласно ст. 55 ТК при организации труда работников наниматель обязан, в частности, обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
То есть, приобретение мебели для офисного помещения, включая комнату для приема пищи, обоснованно рассматривать как расходы, связанные с производственной деятельностью организации (работой управленческого персонала).
Кроме того, согласно п. 89 Санитарных норм и правил "Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов", утв. пПостановлением Мин здрава от 08.07.2016 № 85, комната приема пищи оборудуется умывальником с подводкой горячей и холодной воды, нагревательными устройствами, холодильником, посудой, мебелью. При количестве работающих в наиболее многочисленной смене до 10 человек допускается совмещение мест приема пищи с гардеробным помещением.
В соответствии с п.1 ст.170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
При этом исходя из подп.2.1 п.2 ст.170 НК затраты на приобретение (в том числе путем создания) объектов основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются посредством начисления амортизации.
С учетом изложенного, суммы амортизации, начисленные в соответствии с законодательством по указанным в вопросе объектам, отнесенным к основным средствам, могут быть учтены в составе затрат по производству и реализации.
Е.Ф. Герштейн, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»