В наших обзорах мы «подытоживаем» наиболее важные, на наш взгляд, акты законодательства и разъяснения органов госуправления.
- ЯНВАРЬ
- Господдержка
- 1.Указ от 31.12.2020 № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
- продлеваются сроки предоставления отсрочек (рассрочек), захватывая соответственно IV квартал 2020 и I полугодие 2021 г.;
- разрешено, по согласованию с собственником, не проводить годовую инвентаризацию (за исключением финансовых активов) за 2020 год;
- нанимателю предоставлено право:
- объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно шесть месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя;
- предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.
2. Письмо МНС от 18.01.2021 «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512»
- при пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. в связи с продлением моратория на увеличение базовой арендной величины налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в 2021 году. То есть перерасчет арендной платы за IV квартал 2020 г. производится в 2021 году;
- выплаты нанимателя в связи с самоизоляцией работника или нахождения в трехдневном освобождении от работы относятся в состав налоговых затрат;
- по поводу уменьшения сумм налога на недвижимость и земельного налога в IV квартале 2020 г.
По указу местные органы власти вправе в течение II - IV кварталов 2020 г. (до этого - II и III) принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II - IV кварталы 2020 г. (до этого - II и III).
МНС пишет о следующем: с учетом того, что решения местных органов власти в IV квартале 2020 года не принимались, эти преференции в IV квартале 2020 года не применяются.
То есть преференции по налогу на недвижимость и земельному налогу фактически предоставлены быть не могут либо являются гипотетическими: местные органы власти могли предположить, что такая норма будет введена и подготовили соответствующее решение не позднее 31 декабря 2020 г. (однако и в данном случае возникает определенная коллизия: Указ № 512 вступил в силу только в январе 2021 г.).
- Маркировка
- 3.Указ от 06.01.2021 № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
Указ № 9 излагает указ № 243 в новой редакции и корректирует порядок маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками: вводятся унифицированные контрольные знаки нескольких форматов для маркировки всех групп товаров независимо от номиналов. Создаваемая система маркировки будет аккумулировать информацию об обороте товаров, их перечень определяется Правительством.
Контролировать соблюдение законодательства о маркировке товаров и координировать деятельности других государственных органов по этим вопросам будет Министерство по налогам и сборам. Издательство "Белбланкавыд" назначено владельцем и оператором системы маркировки, осуществляющим генерацию кодов маркировки и их реализацию.
В основных положениях вводится с 8 июля 2021 г.
- Налоги
- 4.Письмо Минфина и МНС от 06.01.2021 № 5-1-8/3/2-1-9/00016 «О применении налога на добавленную стоимость»
В связи с отменой налоговых льгот и увеличения ставок налога на отдельные продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и медицинские изделия положения НК не применяются при реализации остатков таких товаров в период с 1 января 2021 г. и до приведения цен на них в соответствие с Кодексом, но не позднее 1 февраля 2021 г.
То есть, плательщики при осуществлении розничной торговли имеют право на приведение цен на остатки товаров, имеющихся на 1 января 2021 г., в соответствие с вышеуказанными требованиями, но не позднее 1 февраля 2021 г., независимо от того, когда при внутреннем перемещении в пределах одного плательщика (например, со склада в торговый объект) данные остатки товаров поступили в торговый объект (объект общественного питания или иной объект – для осуществления розничной торговли).
- 5.Письмо МНС от 06.01.2021 № 2-1-9/00014 «О налогообложении НДС мучных изделий с 01.01.2021
МНС разъясняет, что товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1905 90 600 0, 1905 90 900 0 (включая и мучные кондитерские изделия), как до 01.01.2021, так и с 01.01.2021 облагаются НДС по ставке в размере 10 процентов.
- 6.Письмо МНС от 15.01.2021 № 2-1-10/00078 "О налоге на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг"
С 01.01.2021 конкретизировано, что транспортно-экспедиционные услуги признаются экспортируемыми (применяется нулевая ставка НДС), если они оказываются:
- только по договору транспортной экспедиции, предусматривающему выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов;
- только клиенту, являющемуся грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора.
То есть исключается возможность применения нулевой ставки НДС при оказании таких вспомогательных услуг, как электронное предварительное информирование таможенных органов, а также консультационных, информационных услуг и услуг по хранению грузов.
Но, как и прежде, нулевая ставка НДС применяется по вышеназванным услугам, если такие услуги оказываются экспедиторами в комплексе экспортируемых транспортно-экспедиционных услуг по договору транспортной экспедиции.
- 7.Письмо МНС от 16.01.2021 № 2-2-14/00084 «Об отражении сведений о льготах по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в окружающую среду»
МНС, в связи с несоблюдением плательщиками действующего порядка, разъясняет некоторые правила заполнения приложения 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» (справка о льготах) к декларациям по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброс сточных вод в окружающую среду.
В частности, при применении плательщиком одновременно нескольких понижающих коэффициентов к ставке экологического налога в графе 7 налоговой декларации по экологическому налогу подлежит отражению итоговый результат перемножения применяемых коэффициентов.
- ФЕВРАЛЬ
- Господдержка
- 1.Указ от 04.02.2021 № 40 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
Внесены изменения в указы, регулирующие деятельность в сфере агроэкотуризма.
В числе мер по развитию: субъект агроэкотуризма вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на территории двух агроэкоусадеб, соответствующих требованиям, установленным в указе № 40.
- Налоги
- 2.Указ от 18.02.2021 № 51 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
Правила, предусмотренные указом № 159, распространяются с 1 января 2021 г. и на налоговые отношения: суммы курсовых разниц, учтенные в составе доходов (расходов) будущих периодов в бухучете, будут учитываться и в составе внереализационных доходов (расходов) для целей налогообложения.
- 3.Указ от 18.01.2021 № 53 «Об акцизах»
Утверждены ставки акцизов на нефтепродукты и особенности их применения.
- 4.Постановление МНС от 15.01.2021 № 2 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам от 3 января 2019 г. № 2»
МНС традиционно изменило постановление, определяющее формы и порядок заполнения налоговых деклараций.
При этом налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, подлежащие представлению за налоговый период (налоговые периоды) 2020 года представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления в силу постановления от 15.01.2021.
- 5.Письмо МНС от 26.01.2021 № 2-1-10/00174 «О вопросах применения ставки НДС 10%»
Несмотря на изменение перечня продтоваров, облагаемых НДС по ставке 10%, в 2021 году, как и ранее, при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенных на территории государств - членов ЕАЭС меда натурального, водорослей, пригодных для употребления в пищу (только тех из них, которые являются продукцией рыбоводства), соевых бобов, семян льна, семян рапса или кользы, семян подсолнечника, применяется ставка НДС в размере 10%.
- 6.Письмо МНС от 15.02.2021 № 2-1-9/Рн-00178 «О рассмотрении обращения»
Оборот по реализации материалов, использованных при оказании бюджетной организацией здравоохранения медицинской услуги, приобретенных как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных средств, если материалы реализуются без наценки, не возникает (применяется подпункт 2.6 пункта 2 статьи 115 НК), т.е. реализация таких материалов в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражается.
Если организация сформировала тариф на медицинскую услугу с включением в этот тариф стоимости использованных материалов - имеет место только реализация медицинской услуги (медицинская услуга освобождается от НДС, если она поименована в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 118 НК и облагается по ставке НДС 20%, если не поименована). Оборота по реализации материалов здесь не возникает, т.к. стоимость материалов входит в тариф на медицинскую услугу.
- Ценоообразование
- 7.Постановление Совета Министров от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости»
С 1 марта 2021 г. изменение цен на социально значимые товары первой необходимости – а это 62 наименования социально-значимых товаров и 50 наименований лекарственных средств - не может превышать 0,2 процента в месяц к цене на эти товары, сложившейся на последний день предыдущего месяца, или к цене на товар той же разновидности и расфасовки, если в последний день предыдущего месяца какой-либо социально значимый товар первой необходимости не реализовывался.
- Валютное регулирование
- 8.Постановление Национального банка от 12.02.2021 № 37 «О регистрации резидентами валютных договоров»
С 9 июля 2021 г. физическим лицам – резидентам не нужно будет получать в Национальном банке разрешения на проведение валютных операций, связанных с движением капитала (покупка недвижимости за границей, взнос в уставный фонд нерезидента, приобретение ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, и т. д.).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – резидентам при проведении валютных операций, связанных с движением капитала, не нужно будет регистрировать в банках внешнеэкономические договоры, а также представлять в банки уведомления об их проведении. Отменяется также разрешительный порядок открытия юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – резидентами счетов в банках за пределами Республики Беларусь.
С указанной даты валютные договоры, заключенные c нерезидентами, резидентам Республики Беларусь необходимо будет регистрировать на веб-портале, размещенном на официальном сайте Национального банка. Регистрации подлежат валютные договоры, сумма денежных обязательств на дату заключения которых не определена либо равна или превышает в эквиваленте 2000 базовых величин для физических лиц и 4000 базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- МАРТ
- Налоги
- 1.Указ от 30.03.2021 № 123 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок»
В 2021 году освобождаются от уплаты утилизационного сбора и налога на добавленную стоимость транспортные средства экологического класса 6, помещаемые (помещенные) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза.
- 2.Письмо МНС от 19.02.2021 № 2-1-9/00415 «О рассмотрении обращения»
Для применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов необходимо, чтобы такие работы осуществлялись за счет бюджетных средств, выполнялись в отношении объектов внешнего благоустройства населенных пунктов и одновременно были поименованы в перечне.
- 3.Письмо МНС от 25.02.2021 № 2-1-9/Ба-00252 «О понятии «клиент» как стороны по договору транспортной экспедиции для целей НДС»
Согласно НК для целей применения нулевой ставки НДС в качестве клиента, который заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, указаны грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора.
В пункте 2 статьи 126 НК не содержится определение термина понятий «грузоотправитель» и «грузополучатель», а также запрета выступать в качестве клиента и иным лицам, имеющим право распоряжаться грузом и заключившим с экспедитором договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов.
Соответственно, возникают основания для применения нулевой ставки НДС при оказании экспедитором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов, по договору транспортной экспедиции, заключенному с клиентом - лицом, имеющим право распоряжаться грузом.
Например, такими лицами могут быть грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор, а также грузовладелец – покупатель, продавец, трейдер (собственник груза) либо лицо, действующее в их интересах (по их поручению) и уполномоченное ими в рамках договоров возмездного оказания услуг (например, договора комиссии, поручения) на заключение договора транспортной экспедиции с экспедитором.
- 4.Письмо МНС от 03.03.2021 № 2-2-11/00477 «О транспортном налоге»
Разъяснены некоторые вопросы применения транспортного налога, так или иначе возникавшие на практике: в частности, при арендных отношениях, наличии филиалов, в отношении тракторов, погрузчиков и др.транспортных средств.
- 5.Письмо МНС от 22.03.2021 № 4-2-15/00648 «Об отдельных вопросах применения главы 17 НК и мерах административной ответственности по статье 14.5 КоАП»
В связи с изменениями в КоАП МНС подтвердило, что организация может уплатить налог на доходы за счет собственных средств и ответственность по КоАП не применяются.
- 6.Письмо МНС от 26.03.2021 № 2-2-14/00719 «О применении коэффициента 0,9 к ставке экологического налога»
Понижающий коэффициент 0.9 по экологически сертифицированным объектам применяется, в том числе, плательщиками экологического налога, получившими сертификаты соответствия в связи с истечением срока действия предыдущего сертификата.
- 7.Письмо Минздрава от 16.03.2021 № 16-10/4609 «Об основаниях для применения ставки НДС 10% при ввозе и (или) реализации медицинских изделий»
По мнению Минздрава, ставка НДС 10% по пункту 2.2-1 ст.122 НК применяется:
в отношении одной модели медицинского изделия (изделия медицинского назначения или медицинской техники), включающего в себя все его элементы, а также комплектующие, составные части и расходные материалы, поименованные в регистрационном удостоверении различными разделами, при условии их совместного ввоза и (или) реализации;
в отношении однотипного медицинского изделия с общим наименованием в регистрационном удостоверении, с расшифровкой в его составе нескольких моделей, типов, каталожных номеров и т.п. в случаях ввоза и (или) реализации одного или нескольких из поименованных изделий;
в отношении расходных материалов для медицинского изделия, при условии их включения в отдельное регистрационное удостоверение (таким образом признаваемых медицинскими изделиями) и самостоятельного ввоза и (или) реализации;
в отношении медицинского изделия, на которое имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выданное в соответствии с действующим законодательством.
- АПРЕЛЬ
- Налоги
- 1.Постановление МНС от 31.03.2021 № 8 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15»
Инструкция № 15 дополняется нормой: ЭСЧФ создается и выставляется (направляется) покупателем – плательщиком налога на прибыль при приобретении: объектов у резидента оффшорной зоны, у взаимозависимого лица - иностранной организации, у взаимозависимого лица - иностранного гражданина;
уточняется порядок заполнения графы «ТН ВЭД ЕАЭС» формы ЭСЧФ;
уточняется порядок заполнения ЭСЧФ плательщиком при совершении с иностранным покупателем (продавцом) контролируемых сделок (ТЦО);
уточняется обязанность и порядок заполнения отдельных реквизитов ЭСЧФ в связи с принятием Указа № 9 (маркировка товаров).
- 2.Письмо МНС от 30.03.2021 № 3-1-9/00733 «О направлении разъяснений»
С 1 января 2021 года в отношении валовой выручки, полученной индивидуальными предпринимателями от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих не только от белорусских организаций, но и иностранных организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 Налогового кодекса, ставка налога при УСН применяется в размере 16 процентов.
- 3.Письмо МНС и Минфина от 31.03.2021 № 2-2-12/00751/5-1-26/85 «О разъяснении норм законодательства»
С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г.:
- установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения: торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры; торговых объектов, входящих в торговую сеть;
- арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности, исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения: торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры; торговых объектов, входящих в торговую сеть.
МНС и Минфин приводят методологию определения сумм земельного налога и арендной платы за землю исходя из терминов и определений торговых сетей, центров и объектов и в зависимости от площадей, занимаемых этими категориями торговли.
- 4.Письмо МНС от 02.04.2021 № 2-2-11/00769 «О транспортном налоге»
Когда в свидетельстве о регистрации транспортного средства в качестве собственника транспортного средства указан филиал, удовлетворяющий нормам пункта 3 статьи 14 НК, такой филиал исполняет налоговые обязательства юридического лица по транспортному налогу.
Организации могут самостоятельно выбрать один из способов включения транспортного налога, отраженного в бухгалтерском учете, в состав затрат по производству и реализации:
- ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога;
- I, II и III кварталах – в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале – в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенной в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в декларации по транспортному налогу за календарный год и суммой авансовых платежей за I-III кварталы.
- 5.Письмо Минфина и МНС от 07.04.2021 № 15-1-20/25/2-2-10/00803 «Об учете курсовых разниц при исчислении налога на прибыль»
В случае применения норм указа № 51 вносятся изменения в положение об учетной политике (в части установления порядка и сроков включения курсовых разниц в состав внереализационых доходов (расходов), учитываемых при исчислении налога на прибыль) на дату вступления в силу Указа № 51 (20 февраля 2021 года) с распространением действия на отношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2021 года, включаются в состав внереализационных доходов (расходов) при исчислении налога на прибыль на дату признания их в бухгалтерском учете в качестве доходов (расходов) по финансовой деятельности.
- 6.Письмо-рекомендации МНС от 29.04.2021 № 4-2-15/00981 «О налогообложении иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство»
МНС подготовлены актуализированные рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство: от постановки на учет в налоговых органах до проведения налогового контроля.
- Доходы физических лиц
- 7.Постановление Совмина от 07.04.2021 № 201 «О предоставлении сведений о доходах физических лиц»
Определено, что владельцем базы о доходах физлиц, являющейся частью АИС учета доходов физлиц, является МНС. Этот орган разрабатывает технические требования и устанавливает формы представляемых сведений (по согласованию с компетентными госорганами и организациями) (п. 2 Постановления).
Утверждено Положение о представлении сведений о доходах физлиц (п. 1 Постановления). В нем установлены перечень субъектов, представляющих такие сведения, перечень видов доходов, в отношении которых сведения представляются, сроки представления указанной информации.
В частности:
- налоговые агенты обязаны предоставить сведения о доходах, указанных в п. 8 ст. 216НК, за календарный год - не позднее 1 апреля следующего года.
Налоговые агенты и ранее представляли в налоговые органы сведения о доходах физлиц, указанные в п. 8 ст. 216НК (нерезиденты и др.), до 1 апреля.
Установлены сроки предоставления сведений для госорганов и госорганизаций.
- Кассовое оборудование
- 8.Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»
Из Постановления № 924/16:
- исключены нормы, предусматривающие обязанности регистрации кассовых аппаратов в налоговом органе, ведения книги кассира, формирования и хранения контрольных лент, иные нормы, регулирующие вопросы, связанные с регистрацией кассовых аппаратов в налоговом органе;
- снижены пороговые значения в отношении обязанности использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах;
- сокращены случаи, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования.
- Маркировка
- 9.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2021 № 230 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
Постановлением № 230 определяются:
перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками;
перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации
необходимость маркировки остатков товаров, возникающих на дату включения товаров в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, в целом аналогичен действующему перечню, утвержденному постановлением Совмина № 1030 - более 20 товарных позиций (чай, кофе, телевизоры, ноутбуки, масло растительное и др.).
Из перечня исключен ряд соков фруктовых.
В перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации включены:
изделия из натурального меха, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0 - 4303 10 906 0, 4303 10 908 0 (маркировка в Республике Беларусь осуществляется с 20 марта 2016 г.);
обувь, классифицируемая кодами ТН ВЭД ЕАЭС 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 (срок введения маркировки – с 01.11.2021, маркировка остатков – до 01.03.2022);
отдельные товары легкой промышленности, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 6201, 6202, 6302 0 (срок введения маркировки – с 01.03.2022, маркировка остатков – до 01.07.2021);
шины и покрышки пневматические резиновые новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 (срок введения маркировки – с 01.12.2021, маркировка остатков – до 01.04.2021);
молочная продукция, классифицируемая кодами единой ТН ВЭД ЕАЭС 0401, 0402, 0403, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 (срок введения маркировки для сыров и мороженого – с 08.07.2021, для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток – с 01.09.2021, со сроком хранения до 40 суток (включительно) – с 01.12.2021, необходимость маркировки остатков не предусматривается).
Постановление вступает в силу с 8 июля 2021 г.
- МАЙ
- Налоги
- 1.Постановление Совмина от 13.05.2021 № 268 «Об отнесении расходов в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав»
Повышающий коэффициент до 1,5 включительно (подп.2.3 ст.170 НК) применяется только в отношении учитываемых при налогообложении прибыли затрат, непосредственно связанных с выполнением НИОК(Т)Р:
- затраты на приобретение и изготовление инструментов, приспособлений, приборов,
стендов, аппаратов, механизмов, устройств и другого специального оборудования, необходимого для выполнения НИОК(Т)Р, включая затраты на их проектирование, транспортировку и установку;
- стоимость сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, работ и услуг, необходимых для выполнения НИОК(Т)Р;
- расходы на оплату труда (выплату вознаграждения) физических лиц, привлекаемых к выполнению НИОК(Т)Р по трудовым (гражданско-правовым) договорам;
- взносы в ФСЗН и Белгосстрах;
- амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу за период его использования исключительно при выполнении НИОК(Т)Р.
- 2.Письмо МНС от 20.04.2021 № 2-2-10/00906 «О налогообложении прибыли по договорам финансовой аренды (лизинга) в 2021 году»
В 2021 году отражение лизингодателем внердоходов (контрактная стоимость) и соответствующих им внеррасходов (первоначальная стоимость) производится на дату признания таких доходов/расходов в бухгалтерском учете.
Исходя из НСБУ № 73 «Финансовая аренда (лизинг)», организациями-лизингодателями при исчислении налога на прибыль при долгосрочном лизинге в том отчетном периоде (квартале), в котором предмет лизинга передан лизингополучателю:
в состав внереализационных доходов включается стоимость переданного предмета лизинга (контрактная стоимость);
в состав внереализационных расходов включается первоначальная стоимость переданного предмета лизинга.
в I квартале 2021 г.:
в состав внереализационных доходов включается контрактная стоимость предмета лизинга, переданного лизингополучателю до 2021 г. в части, не учтенной до 2021 г. при исчислении налога на прибыль;
в состав внереализационных расходов включается первоначальная стоимость предмета лизинга, переданного лизингополучателю до 2021 г. в части, не учтенной до 2021 г. при исчислении налога на прибыль.
- ИЮНЬ
- Налоги
- 1.Письмо МНС от 21.05.2021 № 2-1-10/01142 «О налогообложении НДС медицинских изделий» (опубл.на сайте МНС 03.06.2021)
Вопрос отнесения товаров медицинского назначения и их составляющих к медицинским изделиям дополнительно проработан МНС с Минздравом, в результате чего издано новое письмо.
Информация о выданных регистрационных удостоверениях на медицинские изделия размещена на официальном сайте УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» по адресу: https://www.rceth.by/Refbank/reestr_medicinskoy_tehniki (Главная страница - Базы данных онлайн - Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения Республики Беларусь).
- 2.Письмо МНС от 04.06.2021 № 2-2-10/01250 «О переносе убытков резидентами СЭЗ»
В соответствии с абзацем третьим части третьей пункта 2 статьи 183 НК (с 2019 года) сумма убытка, определяемого организацией к переносу, не включает сумму убытка, полученного по итогам налогового периода (периодов, части налогового периода), в котором белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль) в течение нескольких налоговых периодов, определенных этим законодательством.
Законодательство в отношении СЭЗ не содержит специальных освобождений от налога на прибыль резидентов СЭЗ, кроме установленного НК.
Таким образом, перенос убытков резидентами СЭЗ осуществляется без специальных ограничений, на общих основаниях.
- Валютное регулирование
- 3.Постановление Правления Национального банка от 31.05.2021 № 147 «О проведении валютных операций»
Инструкцией № 147 (вступает в силу с 9 июля 2021 г. вместо Инструкции № 72) определены:
- порядок и случаи использования валютных ценностей при проведении валютных операций резидентами и нерезидентами;
- порядок определения юрлицами – резидентами срока зачисления на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусских рублей и (или) иностранной валюты по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт (репатриация);
- случаи и порядок представления резидентами и нерезидентами в банки, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства, содержание этой информации;
- порядок проведения мониторинга валютных операций.
Инструкцией № 147 предусмотрены, в том числе:
- установление перечня банковских операций в иностранной валюте, при проведении которых банки имеют право взимать с резидентов вознаграждение (плату) в иностранной валюте:
- предоставление кредитов;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции, совершаемые на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
- выдача банковских гарантий;
- доверительное управление;
- факторинг;
- закрепление права юрлица – резидента проводить расчеты наличными белорусскими рублями за границей с юрлицом – нерезидентом в общей сумме не более 100 базовых величин по одному валютному договору;
- случаи, когда не требуется представление документов и иной информации при проведении валютных операций:
- при перечислении иностранной валюты по своим счетам;
- по платежам с использованием банковской платежной карточки по валютным договорам, не подлежащим регистрации;
- при поступлении иностранной валюты физическим лицам;
- при проведении валютных операций по зарегистрированным валютным договорам в случае прикрепления резидентами документов на веб-портале для регистрации валютных договоров;
- отсутствие требования представлять в банк, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» нерезидентами (юр- и физлицами) документы при проведении ими валютных операций.
- Первичные учетные документы
- 4.Постановление Минстройархитектуры от 27.05.2021 № 54 «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства от 20 июля 2018 г. № 29»
Постановлением Минстройархитектуры № 54 внесены изменения и дополнения в действующую Инструкцию о применении форм актов строительных работ № 29 (акты форм С-2, С-2а, С-2б, С-2в): уточнение и улучшение редакции, конкретизация отдельных действий.
Существенное изменение в отношении ПНР:
если предметом договора строительного подряда кроме выполнения строительных работ является выполнение пусконаладочных работ, то они в акте формы С-2б не отражаются, а оформляются отдельным первичным учетным документом. По действующей редакции они отражаются в акте.
- 5.Постановление НАН, Минфина, МНС и Минсвязи от 03.05.2021 № 2/37/20/7 «Об изменении постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. № 12/76/42/20»
Постановлением НАН, Минфина, МНС и Минсвязи утверждена новая редакция структуры и формата электронных накладных.
Постановление устанавливает структуру и формат электронных накладных, в том числе требования к процессу их создания, передачи, получения.
- 6.Постановление Минфина от 03.05.2021 № 35 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июня 2016 г. № 58» (внесено в Национальный правовой интернет-портал 19.06.2021)
Постановлением вносятся редакционные правки и уточняются отдельные вопросы, связанные с размещением дополнительной информации в ТТН/ТН.
- Маркировка товаров
- 7.Постановление МНС от 03.05.2021 № 17 «Об реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2017 г. № 243»
МНС постановлением № 17 утвердил:
Инструкцию о порядке маркировки товаров;
Инструкцию о порядке маркировки остатков товаров;
Инструкцию о порядке оборота унифицированных контрольных знаков;
Инструкцию о порядке оборота кодов маркировки, средств идентификации,
защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, характеристиках средств идентификации;
Инструкцию о порядке хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Вступают в силу с 8 июля 2021 г.
- 8.Письмо МНС от 07.06.2021 № 8-2-12/03496 «О рассмотрении обращения»
Производитель имеет право не осуществлять маркировку товаров, находящихся в месте производства, а также осуществлять транспортировку таких товаров при условии, что такие товары помещены под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС либо предназначены для вывоза с территории Республики Беларусь и транспортируются от мест производства до уполномоченных складов.
В соответствии с перечнем товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенным в приложении 2 к постановлению № 1030, маркировка остатков молочной продукции, классифицируемой кодом 0401 ТН ВЭД ЕАЭС, имеющихся у субъектов хозяйствования по состоянию на дату введения маркировки (1 сентября 2021 г. (1 декабря 2021 г.)), не предусмотрена.
Маркировка производителями немаркированной продукции, произведенной до даты введения маркировки (1 сентября 2021 г. (1 декабря 2021 г.)), не требуется.
- 9.Письмо МНС от 18.06.2021 № 8-2-12/01371 «О маркировке товаров унифицированными контрольными знаками»
Контрольные (идентификационные) знаки, приобретенные до вступления в силу Положения о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками (до 08.07.2021):
являются действительными до их полного использования;
после официального опубликования Указа № 9 (после 06.01.2021), возврату не подлежат, за исключением возврата неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков с производственным браком.
- Аудиторская деятельность
- 10.Постановление Минфина от 29.04.2021 г. № 33 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 августа 2017 г. № 22»
Внесены изменения в Постановление № 22 (аудит при ликвидации):
Так, в отчете по результатам аудита должны в том числе указываться:
- информация о результатах проверки вопросов, контроль за которыми возложен на налоговые органы, включая результаты проверки соблюдения законодательствао производстве, учете и обороте алкоголя и табака;
- сведения о кредиторской задолженностис указанием по каждому кредитору наименования юридического лица или ФИО физлица;
- детально приводится информация о проверке таможенного законодательства (номеров и дат проверенных деклараций на товары, иных документов, отражающих исчисление и уплату таможенных платежей;
- сведения о наличиина конец периода активов, с реализацией (выбытием) которых налоговое законодательство связывает возникновение налоговых обязательств у юридического лица;
- иные сведения, подтверждающие обоснованность выводов аудита.
В самой форме АЗ добавлены соответствующие графы и разделы.
Постановление № 33 вступает в силу с 11 июня 2021 г., за исключением положений, касающихся отражения в отчете информации о результатах проверки иных вопросов, контроль за которыми возложен на налоговые органы - с 8 июля 2021 г.
- Специальные правовые режимы
- 11.Указ Президента Республики Беларусь от 11.06.2021 № 215 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
Указом № 215 внесен ряд изменений по вопросам функционирования Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
В частности, в новой редакции изложено Положение о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», в котором сохранены основные подходы в налоговых, таможенных и иных преференциях.
- ИЮЛЬ
- Налоги
- 1.Указ от 22.07.2021 № 285 «О налогообложении»
Основные новации:
арендная плата за землю:
- указ № 160 дополнен нормой о применении коэффициента 0,015 к кадастровой стоимости земельного участка при определении размера арендной платы за землю (то есть, аналогично действующей с 01.01.2021 в НК для земельного налога);
- скорректирован перечень земельных участков, освобожденных от уплаты арендной платы за землю, аналогично изменениям в НК в по земельному налогу;
НДС:
в дополнение в установленному НК перечню товаров, облагаемых по ставке 10%, с 1 августа вводится перечень продовольственных товаров для детского питания, облагаемых по ставке 10%. Перечень достаточно широкий (соки фруктовые и овощные для детского питания; овощи гомогенизированные, для детей раннего возраста; фрукты, орехи и прочие съедобные части растений, приготовленные или консервированные, для детского питания; другие);
подоходный налог с физических лиц:
страховые выплаты по заключенным до 1 января 2021 г. на срок менее трех лет договорам добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительных пенсий, по которым уплата страховых взносов (страховых премий) за плательщика осуществлялась за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, физических лиц, не состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного, не облагаются подоходным налогом.
В НК с 2021 года такие выплаты не облагались по договорам на срок более трех лет.
- 2.Письмо МАРТ от 14.07.2021 № 05-01-08/1369 К «Об уплате земельного налога»
В связи с применением повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога и арендной платы за землю для торговых сетей, МАРТ разъясняет, что относится к торговым сетям по различным признакам и критериям.
- 3.Письмо МНС от 14.07.2021 № 2-1-10/03910вн «О разъяснении»
При реализации товаров из розницы юрлицам и ИП обороты по реализации указанных товаров будут облагаться НДС в общем порядке, по установленным ставкам, без применения расчетной ставки, кроме случаев, когда такая реализация осуществляется по розничным ценам юрлицам и ИП через подотчетное лицо.
- Отчисления, сборы
- 4.Указ от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»
С 1 сентября 2021 г. образуются фонды развития стройотрасли за счет отчислений 1% от стоимости СМР.
Суммы отчислений относятся на себестоимость, но не учитываются при определении налоговой прибыли.
- Валютное регулирование, внешнеэкономические операции
- 5.Указ от 08.07.2021 № 265 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
Указом внесены изменения, в первую очередь, в указ № 178 о порядке проведения внешнеторговых операций с учетом новой редакции закона о валютном регулировании:
- изменено название: "О порядке исполнения внешнеторговых договоров";
- сокращен понятийный ряд (исключены даты совершения операций; термины "импорт", "экспорт", регистрация сделки и т.д.);
- уточнены некоторые термины;
- отдельным приложением определены операции, на которые не распространяется действие указа (их стало существенно больше), но только для целей статдекларирования;
- исключены нормы о сроках завершениях внешнеэкономических операций.
- 6.Постановление Совмина и Нацбанка от 06.07.2021 № 392/7 «О проведении валютных операций»
Разрешено с 9 июля т.г. продолжать использовать иностранную валюту при расчетах с резидентами при оказании импортных/экспортных транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.
- Маркировка товаров
- 7.Письмо МНС от 14.07.2021 № 8-2-12/33360 «О передаче сведений об использовании универсальных контрольных знаков»
В период с 08.07.2021 по 30.09.2021 передачу информации об использовании УКЗ (КИЗ) в систему маркировки признать правом, а не обязанностью субъектов хозяйствования. При этом субъекты хозяйствования обязаны не позднее 20.10.2021 (индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – не позднее 01.11.2021) передать в систему маркировки информацию об использовании УКЗ (КИЗ) для маркировки товаров за период с 08.07.2021 по 30.09.2021. По 20.10.2021 (индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – по 01.11.2021) могут осуществлять оборот товаров, маркированных в период с 08.07.2021 по 30.09.2021, независимо от наличия или отсутствия информации об УКЗ (КИЗ) в системе маркировки.
- 8.Письмо МНС от 15.07.2021 № 8-2-10/04440 «Об электронных накладных при обороте маркированных товаров»
Маркировке средствами идентификации подлежат молочные продукты (с 08.07.2021, 01.09.2021, 01.12.2021 в зависимости от вида), обувь
(с 01.11.2021), шины и покрышки пневматические резиновые новые
(с 01.12.2021), отдельные товары легкой промышленности
(с 01.03.2022). Полный перечень установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Вместе с тем у субъектов хозяйствования возник ряд проблем организационного и технического характера в части использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации, связанных главным образом с неготовностью к электронному документообороту торговых объектов организаций социальной сферы.
Учитывая изложенное, в целях нивелирования указанных возможных негативных последствий контролирующими органами меры ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации, по статье 13.12 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях до 01.09.2022 применяться не будут.
- АВГУСТ
- Налоги
- 1.Письмо МНС от 03.08.2021 № 2-2-14/07410 «Об экологическом налоге»
Общий органический углерод не подлежит налогообложению экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- 2.Письмо МНС от 20.08.2021 № 2-2-10/01852 «О налогообложении»
МНС признает зарплату дистанционных сотрудников, работающих за рубежом, налоговыми затратами:
заработная плата работников организации, работающих дистанционно за пределами Республики Беларусь, выплачиваемая с соблюдением требований законодательства, при условии, что она начислена за труд работников организации, связанный с процессом производства и реализации, может быть учтена при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170 НК.
- Государственное регулирование
- 3.Постановление МАРТ от 06.08.2021 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)
На основании указов № 72 и 143 МАРТ определил в инструкции, в частности, порядок формирования регулируемых отпускных и розничных цен, применения оптовых надбавок, оформления обосновывающих документов.
- 4.Постановление Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен строительные материалы, изделия, конструкции»
МАиС, в соответствии с полномочиями, установил с 1 сентября 2021 г., как и ранее, предельные нормативы рентабельности и предельные оптовые надбавки на целый ряд стройматериалов, изделий, конструкций, реализуемые на объекты, финансируемые из государственных источников. В частности, рентабельность не выше 20% к плановой себестоимости, оптовая надбавка – на выше 10% к отпускной цене вне зависимости от количества продавцов.
Также утверждена инструкция о порядке формирования цен на такую продукцию (товары).
- СЕНТЯБРЬ
- Государственное регулирование
- 1.Постановление МАРТ от 20.09.2021 № 60 «О регулировании цен на социально значимые товары»
С 27 сентября по 31 декабря 2021 г. продлевается госрегулирование цен на товары по определенному перечню, с применением ограничений в виде предельного норматива рентабельности и предельных торговых (оптовых) надбавок.
- Указ от 23.09.2021 № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания» (основные положения вступают в силу с 1 марта 2022 г.)
Указ предоставляет право физическому лицу на открытие одного базового счета в банковской системе и выбор банка для обслуживания из числа банков, открывающих базовые счета. В соответствии с Указом открывать базовые счета обязаны банки, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Иным банкам предоставляется право на открытие базовых счетов физическим лицам.
Основной отличительной особенностью базового счета от обычного текущего (расчетного) банковского счета является возможность бесплатно совершать целый ряд банковских операций.
Наличие базового счета не ограничивает право физического лица на открытие в банках иных счетов и использование различных платежных инструментов в соответствии с банковским законодательством.
Для физических лиц обязательность открытия базового счета предусмотрена только в случаях, когда они желают или обязаны в соответствии с актами законодательства получать социальные и приравненные к ним выплаты в безналичной форме. При этом переход от действующей практики получения указанных выплат к новой будет осуществляться постепенно до 1 июля 2025 г.
- ОКТЯБРЬ
- Маркировка
- 1.Письмо МНС от 22.09.2021 № 8-2-12/34598 «О маркировке остатков товаров»
МНС обращает внимание на маркировку товаров средствами идентификации (СИ): с 01.11.2021 вводится маркировка средствами идентификации обуви, с 01.12.2021 – шин и покрышек пневматических резиновых новых, с 01.03.2022 – отдельных товаров легкой промышленности. При этом маркировке средствами идентификации подлежат также остатки товаров, имеющиеся на дату введения маркировки у субъектов хозяйствования, осуществляющих производство, оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами.
В целях предоставления субъектам хозяйствования возможности заблаговременного приобретения кодов маркировки (средств идентификации) РУП «Издательство «Белбланкавыд» выдача кодов маркировки (средств идентификации) белорусского образца для маркировки остатков товаров будет обеспечена:
для обуви – с 15.10.2021;
для шин – с 01.11.2021;
для товаров легкой промышленности – с 01.02.2022.
- Государственное регулирование
- 2.Указ от 05.10.2021 № 383 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
Предусматривается применение оптовых и торговые надбавок к отпускным ценам организаций-изготовителей (контрактным ценам импортеров), уменьшенным на величину финансовых и товарных скидок.
Негосударственным аптечным сетям, как и государственным, предоставляется право суммирования оптовой и торговой надбавок при формировании розничных цен.
- 3.Указ от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов»
Безвозмездное получение имущества участником холдинга не включается в у него состав внереализационных доходов, а обороты по безвозмездной передаче машин и оборудования между участниками холдинга не являются объектом обложения НДС. При этом суммы НДС передаются для вычета принимающей стороне.
- 4.Постановление Совмина от 26.10.2021 № 612 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597»
Правительство внесло коррективы в некоторые вопросы регулирования оплаты труда руководителей.
В частности, дополнен перечень оснований для неначисления и невыплаты руководителям премий, бонусов и вознаграждений.
- Валютное регулирование
- 5.Постановление Правления Нацбанка от 29.09.2021 № 273 «О изменении постановлений Национального банка Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 141 и от 31 мая 2021 г. № 147»
Из Инструкции № 141 исключается норма, предусматривающая обязанность юридических лиц – резидентов при покупке иностранной валюты указывать в соответствующей заявке либо платежном поручении код направления использования покупаемой иностранной валюты.
Изменения в Инструкции № 147 предусматривают отказ от обязательного представления в банки резидентами валютных договоров в качестве подтверждения основания для проведения платежей, а также для внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счет (со счета). При этом в инструкции сохранено требование, что в случаях, когда банки не могут определить на основании представленной клиентом информации соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства, банки дополнительно запрашивают необходимые для этих целей документы.