Внутренняя организация налогового процесса: риски, координация, контроль.

Внутренняя организация налогового процесса: риски, координация, контроль.

            Почему это актуально и нужно: на наш взгляд, просто в любом современном государстве отношения по поводу уплаты налогов, при всей возможной разнице в традициях, построении налоговой системы, прозрачности экономических сделок – это в большей или меньшей степени столкновение и сочетание интересов налогоплательщика и налогового органа.

            Однако не все руководители (собственники) компаний рассматривают организацию процесса налогообложения своего бизнеса в сфере первоочередных интересов именно в контексте системного понимания налогов как одного из регуляторов всей коммерческой деятельности.

Как нам видится из практики, руководителю/собственнику важно взглянуть на налоговые аспекты не как на автономный бухгалтерский процесс, а как на управленческую подсистему и с этой позиции рассматривать риски, области координации и принятие решений.

 1. Риски.

Налоговое законодательство содержит существенные ограничительные элементы различного функционального характера. Что мы имеем в виду в первую очередь и как минимум:

  • действия, направленные на занижение налоговой базы: дробление бизнеса, искусственность хозяйственной операции; «вымывание» финансов из госбюджета за счет применения нулевой ставки НДС, подмена трудовых отношений гражданско-правовыми и др.;
  • экономическая обоснованность затрат: в связке и отдельно от предыдущих рисков, по сути, это реальность экономических причин для осуществления расходов;
  • вопросы трансфертного ценообразования: формирование и мониторинг цен продаж/покупок при сделках с аффилированными лицами.

 2. Координация

Приведенные выше налоговые ограничители оказывают постоянное влияние планирование и фактическое исполнение налоговых обязательств (налог на прибыль, НДС, в частности).

Как видно, рисковые факторы – это забота не только и не столько бухгалтерии (в конце концов, бухучет – это отражение уже свершившихся хозяйственных сделок и операций), но многих иных служб предприятия: юристов, подразделений маркетинга и сбыта, логистики, снабжения и др.

Поэтому задача топ-менеджмента, на наш взгляд, в выработке системы координации и взаимодействия, при которой риск «непредсказуемого» налогообложения был бы минимизирован:

  • предварительный анализ и оценка договоров, предстоящих сделок с точки зрения наличия признаков их надуманности: посмотреть, где лишнее звено, в чем излишняя сложность логистики, нет ли, как теперь называют – очевидного «схематоза»;
  • мониторинг цен покупок и продаж в отношениях с аффилированными лицами: анализ рынков по таким же операциям с «независимыми» покупателями и поставщиками;
  • нет ли экспорта прибыли посреднику;
  • как выглядим с финансовой точки с зрения в сравнении с конкурентами и отраслью,

и так далее, и тому подобное.

Есть более рутинные, но не менее значимые рисковые факторы.

Например, повседневные и, напротив, «капитальные» расходы субъектов хозяйствования: потребление ГСМ, ремонт и реконструкция оборудования, списание ТМЦ, выбросы вредных веществ и еще много производственных, технических, технологических операций, которые почему-то относят к бухгалтерским, хотя природа их совсем иная.

Только один пример, но он характерен: текущий или капитальный ремонт, реконструкции основных средств: от выбора вида строительных работ и фактического их осуществления зависит налоговая позиция: то ли это капитализируемые, то ли текущие операционные затраты. Главбух определяет классификацию? Конечно нет.

Сегодня нет автономной налоговой бухгалтерии: есть общая задача минимизации налоговых рисков, обеспечения прозрачности налогообложения.

Как компания выстроит систему работы в этой связи, так и, в конечном итоге, сложится «налоговая добросовестность» компании, базирующаяся на скоординированном мониторинге и объективной оценке наличия либо отсутствия налоговых рисков с точки зрения исполнения налоговых обязательств.

 3. Контроль

Коль мы исходим из того, что:

налоги – это не только бухгалтерия и не только посчитать сколько и когда надо заплатить, процесс налогообложения вызван наличием различных функциональных и управленческих факторов, а прозрачность налогообложения/налоговая безопасность вызывает необходимость координации и взаимодействия различных подразделений предприятия, то тогда, по нашему мнению, и контроль должен быть обеспечен на двух уровнях мониторинга, анализа, оценок - в форме внутреннего аудита компании, и затем выше, на уровне принятия управленческих решений: в зависимости от масштабов бизнеса - заместителем руководителя по направлению либо первым лицом (руководителем).

Если кому-то наши мнения и предложения покажутся не актуальными, излишними: ведь в нашей компании все отлично, налоги платятся вовремя и никто не наказывал - все же давайте снова вернемся к началу этой публикации … .

Е.Ф. Герштейн,

зам.директора ООО «Даксин Глобал Бел»