В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял Постановление от 19 декабря 2019 г. № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений».
Тема и решения, принятые Пленумом, безусловно актуальны, особое внимание налоговые правоотношения получили в свете вступления в силу с 2019 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) и, конечно, в частности, пункта 4 статьи 33 НК, а также провозглашения принципа добросовестности налогоплательщика (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 2 НК).
Поэтому обратим внимания на те нормы Постановления № 6, которые делают акценты на применении именно этих положений НК.
Пленум обращает внимание судов, что исходя из принципа презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком налоговых обязательств и (или) иных обязанностей, возложенных налоговым законодательством, необоснованности зачета (возврата) уплаченных налогов, сборов (пошлин) лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 2 НК). Если в ходе рассмотрения экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, будут установлены пробелы в правовом регулировании налоговых отношений, внутренние противоречия в актах налогового законодательства либо иные недостатки, создающие правовую неопределенность, судам следует руководствоваться положениями пункта 6 статьи 3 НК.
Таким образом, подчеркивается приоритет принципа добросовестности в увязке и непосредственном его применении при наличии пробелов в законодательстве.
Пленумом разъясняется, что при рассмотрении экономических дел об обжаловании решений налоговых, иных уполномоченных органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней с организации или индивидуального предпринимателя в связи с корректировкой налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) судам следует проверять законность применения этими органами положений пунктов 4 и 5 статьи 33 НК.
О наличии оснований для корректировки налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) могут свидетельствовать доказательства, подтверждающие, в частности: сокрытие объектов налогообложения, занижение налоговой базы; завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении; завышение вычетов по налогу на добавленную стоимость, профессиональных налоговых вычетов; отражение в бухгалтерском и (или) налоговом учете недостоверных сведений об участии контрагентов в хозяйственных операциях;
учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с уменьшением налоговой базы и (или) зачетом, возвратом суммы налогов, сборов; отсутствие материальных и трудовых ресурсов (например, оборудования, складских помещений, транспортных средств, сырья, комплектующих, управленческого и технического персонала), экономически необходимых для совершения хозяйственной операции, отраженной в бухгалтерском и (или) налоговом учете.
При проверке оснований для корректировки налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) судам необходимо учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания (пункт 7 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Тем самым Верховный Суд, по нашему мнению, обращает внимание на сущностную сторону применения норм НК, придание процессу максимальной объективности. Дело за правоприменительной практикой.
Е.Ф. Герштейн,
Заместитель директора
ООО «Даксин Глобал Бел»