В командировку с рекламными буклетами: что с налогами

Ситуация. Сотрудник организации направлен в служебную командировку за границу для участия в выставке. Организацией изготовлены рекламные буклеты, которые были выданы командированному сотруднику без выписки накладной. Рекламная продукция была роздана на выставке.

Можно ли списать стоимость буклетов в состав налоговых затрат и будет ли возникать обязанность по рекламному сбору?

Мнение. В данном случае оснований для отнесения стоимости распространенных (розданных) рекламных буклетов не усматривается.

Объект для обложения сбором за размещение (распространение) рекламы отсутствует.

Почему так. Исходя из норм ст.170 и 171 НК, письма N 2-2-10/00935 стоимость распространяемой на выставках, ярмарках сувенирной продукции (фирменные календари, кружки и др.), в том числе с логотипом организации, не подлежит включению в состав затрат по производству и реализации, а учитывается в составе прочих нормируемых затрат.

Однако расходы на изготовление листовок, флаеров, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации и выпускаемых в рекламных целях, включается в состав затрат по производству и реализации на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК.

Следовательно, по общему правилу расходы на рекламу на бумажных носителях, не относящихся к печатным СМИ, включая расходы на изготовление буклетов, возможно рассматривать как затраты по производству и реализации.

Вместе с тем, по общему правилу, затраты должны быть подтверждены документально (п.1 ст.169 НК, в частности). Потому в рассматриваемом случае для отнесения понесенных затрат по распространению рекламных буклетов в состав налоговых затрат оснований, по нашему мнению, не имеется (первичный учетный документ по расходованию рекламной продукции отсутствует).

Объектом обложения сбором признается оказание рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 307-12 НК) услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет (п.1 ст.307-13 Налогового кодекса).

В данном случае, во-первых, отсутствует оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы, во-вторых, фактически само распространение рекламы осуществляется за пределами территории Беларуси. Следовательно, объект обложения сбором отсутствует.

Е.Ф.Герштейн,

заместитель директора

ООО "Даксин Глобал Бел"