Управление и некоторые элементы налоговой безопасности.

Наш взгляд на один из сегментов экономической безопасности компании.

В данном случае мы говорим не о построении управленческой структуры организации для организации налогового процесса: отделы, должностные обязанности, внутренние взаимосвязи, а о действиях/решениях руководства в отношении процессов минимизации/устранения налоговых рисков.

В этой связи позволим выделить только три элемента, наличие которых существенно, по нашему мнению, влияет на налоговую безопасность.

  1. Локальные правовые акты и регламенты.

Речь идет о наличии в компании некоторых основополагающих документов, не «на бумаге», а на деле регулирующих экономику предприятия.

В первую очередь – локальные положения «зарплатного» характера: о премировании, командировках, выплатах социального характера с понятными (как внутреннему, так и внешнему пользователю) структурой и содержанием.

Поясним: если, например, в положении о премировании отсутствует ясность в системе показателей как оснований для поощрений, в таком случае нет понимания в отнесении «зарплатных» расходов в состав экономически обоснованных налоговых затрат.

Положения «материального» характера - о списании материальных ценностей: регламентация порядка списания прямо влияет на обоснованность включения таких расходов в состав затрат по производству для налоговых целей.

Не забудем о «нематериальных» правилах: учет аффилированных лиц. Согласно законодательству, хозяйственное общество определяет круг его аффилированных лиц и в порядке, установленном им, письменно уведомляет их об этом и ведет учет таких лиц. А для налоговых целей наличие аффилированности - в основе контроля трансфертного ценообразования, а также рисков признания хозопераций как направленных на занижение налоговой базы.

  1. Контроль затрат.

Тема старая и всегда новая.

Выше мы упомянули об экономически обоснованных затратах как основании для отражения в составе налоговых расходов. Суть нормы НК: затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг) имущественных прав.

Достаточно хорошо известны требования в отношении первичных учетных документов, оформления хозяйственных операций. Однако наряду с соблюдением этих «директивных» предписаний, представляется необходимым наличие системы в организации экономико-технологического контроля, в частности, расхода материальных ресурсов.

Например, в целях налогообложения законодатель определил две основные нормирующие статьи расходов: автомобильное топливо и командировочные.

Но если руководство хочет быть уверенным в экономическом обосновании всех налоговых затрат, важно присутствие объективных, регламентированных технологическим процессом и практикой расходов, будь то основные материалы, упаковка или услуги сторонних организаций.

Когда налажена система внутренних процедур и регламентов списания затрат, в необходимых случаях, помимо прямо определенных законодательством, руководителем установлены нормы, то намного увереннее можно чувствовать в отношении обоснованности налоговых затрат, а, следовательно, безопасности налогового процесса.

  1. Внешний аудит.

Хорошо и правильно, когда в компании выстроена система внутреннего контроля.

Вместе с тем, внешний налоговый аудит может и должен быть полезен руководству независимой оценкой не только полноты исполнения налоговых обязательств – это безусловно важная, но не единственная задача, но оценкой всех налоговых рисков, помощью в управлении этими рисками (их минимизации или устранении), понимании влияния налоговых факторов на деятельность компании.

На практике руководители (собственники) организаций заказывают специальный налоговый аудит и потраченные средства, как правило, окупаются сполна.

Е.Ф. Герштейн,

зам.директора ООО «Даксин Глобал Бел»