Сбор за размещение рекламы: актуальные ситуации (по материалам МАРТ)

Вопрос. Может ли стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы указываться не в договоре по размещению (распространению) рекламы, а, например, в акте?

Ответ. На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131:

базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость;

договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования к договору является незаконным и запрещается.

В случае, если стоимость невозможно определить на момент заключения договора (в том числе если договор является долгосрочным), в тексте договора должна быть ссылка на документ, содержащий информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период, который будет являться неотъемлемой частью договора (например, акт выполненных работ).

Вопрос. Как определяется стоимость фактически оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы по долгосрочным договорам (в которых стоимость планируемых к оказанию услуг указана быть не может и определяется согласно актам выполненных работ, услуг), а также по договорам, предусматривающим оказание различных рекламных услуг? Нужно ли приводить в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022г. №131 «О развитии средств массовой информации» договоры, заключенные до его вступления в силу?

Ответ. Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131):

базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость;

договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования к договору является незаконным и запрещается.

В случае, если стоимость невозможно определить на момент заключения договора (в том числе если договор является долгосрочным), в тексте договора должна быть указана ссылка на документ, содержащий информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период, который является неотъемлемой частью договора (например, акт выполненных работ или счет-протокол).

Если договор предусматривает оказание комплекса услуг, то стоимость оказания услуги по размещению (распространению) рекламы должна быть выделена из общей стоимости.

Со дня вступления Указа № 131 в силу – с 1 мая 2022 г. размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, признается объектом обложения сбором, вне зависимости от срока заключения договора на оказание услуг по размещению (распространению) такой рекламы.

В этой связи договоры, предусматривающие оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, подлежат приведению в соответствие с Указом № 131.

Справочно:

Согласно пункту 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Вопрос. Может ли представительство иностранной организации после 01.05.2022 заключать договоры с рекламным агентством на размещение (распространение) рекламы иностранного рекламодателя? Что делать с уже заключенными договорами?

Ответ. На основании пункта 1 Указа № 131 Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями.

части второй подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 размещение (распространение) рекламы иностранных рекламодателей на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется на основании договоров о размещении (распространении) рекламы, заключенных между иностранными рекламодателями и рекламными агентствами.

Справочно:

Согласно пункту 2 перечня терминов и определений (приложение к Указу № 131) иностранный рекламодатель – рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве.

Так как представительство иностранной организации не является юридическим лицом Республики Беларусь, требование в отношении того, что с 1 мая 2022 года иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы, будет распространяться на иностранное юридическое лицо, создавшее представительство.

Таким образом, с 1 мая 2022 года (дата вступления в силу Указа № 131) иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы.

Учитывая, что Указ № 131 вступает в силу с 1 мая 2022 г. для дальнейшего оказания услуг по размещению (распространению) рекламы необходимо привести договоры на оказание таких услуг в соответствие с требованиями Указа № 131.

Вопрос. Необходимо ли уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы в зданиях (помещениях)?

Ответ. Нет.

Согласно абзацу пятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» не признается объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) размещение (распространение) рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях).

В силу приведенной нормы не является объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы (рекламных листовок, звуковой рекламы, рекламы на видеоэкранах, на противокражных устройствах, на камерах для хранения вещей потребителей и т.д.) в зданиях (помещениях, сооружения), т.е. в том числе в торговых объектах, в лифтах, в почтовых ящиках, на экранах банкоматов, терминалов для приема наличных денежных средств, установленных в помещениях торговых объектов, торговых центров, иных общественных зданий и т.п.).

Вопрос. Необходимо ли рекламодателю уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы на фасовочных пакетах, пакетах-майках, на упаковке товара, реализуемого в торговом объекте?

Ответ. Нет.

Согласно абзацу пятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях).

В силу приведенной нормы не является объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы на фасовочных пакетах, пакетах-майках, на упаковке товара, размещенных и (или) реализуемых в торговом объекте, поскольку размещение (распространение) рекламы осуществляется непосредственно в торговом объекте, т.е. в здании (помещении, сооружении).

Вопрос. Необходимо ли рекламодателю уплачивать сбор при оказании ему услуг по размещению (распространению) рекламы через почтовые ящики?

Ответ. Нет.

Согласно абзацу пятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» не признается объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) размещение (распространение) рекламы, размещаемой в зданиях (помещениях, сооружениях).

Почтовые ящики (в том числе почтовые ящики частных домовладений, расположенные на ограждениях домовладений (заборах) расположены в зданиях (помещениях, сооружениях).

Справочно:

Согласно мнению Государственного комитета по имуществу, исходя из подпункта 2.16 пункта 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Госкомимущества от 24 марта 2015 г. № 11 (далее – Инструкция № 11), для целей технической инвентаризации ограждение (забор) является дворовым сооружением.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2.76 пункта 2 Инструкции № 11 дворовое сооружение по отношению к основному капитальному строению (зданию, сооружению) имеет второстепенное значение на земельном участке и является его принадлежностью.

Учитывая изложенное, размещение (распространение) рекламных листовок в почтовые ящики, в том числе в почтовые ящики частных домовладений не признается объектом обложения сбора.

Вопрос. Является ли призовой (подарочный) фонд рекламной игры, рекламной акции или иного рекламного мероприятия объектом обложения сбором, если данные мероприятия проводит организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь, в целях стимулирования реализации своих товаров, работ, услуг? Является ли размещение (распространение) рекламы этих мероприятий объектом обложения сбором?

Ответ. На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

При проведении организацией или индивидуальным предпринимателем рекламной игры, рекламной акции или иного рекламного мероприятия с формированием призового (подарочного) фонда в целях стимулирования реализации своих товаров, работ, услуг объект обложения сбором отсутствует, поскольку отсутствует факт оказания рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании возмездного договора.

Вместе с тем объект обложения сбором будет иметь место:

в случае размещения (распространения) рекламы данных рекламных мероприятий (рекламы рекламной игры, рекламы рекламной акции и пр.). Плательщиком сбора будет являться рекламодатель (например, организатор рекламной игры), а базой для исчисления сбора – стоимость услуг по размещению (распространению) такой рекламы.

в случае, если призовой фонд рекламной игры формируется заинтересованным лицом (путем внесения в него денежных средств и (или) иного имущества, выполнения работ и (или) оказания услуг) на условиях распространения рекламы о них, об их товарах (работах, услугах). При этом, если заинтересованным лицом является юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь (за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131), данное лицо будет являться рекламодателем и плательщиком сбора. Если заинтересованным лицом является иностранный рекламодатель, то плательщиком сбора будет являться организатор рекламной игры, который в данном случае будет выступать в качестве рекламного агентства (предоставлять рекламу иностранного рекламодателя рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет). Базой для исчисления сбора будет являться стоимость услуг по размещению (распространению) такой рекламы.

Вопрос. Необходимо ли уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы при размещении (распространении) рекламодателем рекламы на транспортном средстве, находящемся в его собственности, а также на собственном интернет-ресурсе?

Ответ. Нет.

На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

Согласно части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131.

Частью первой подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 установлено, что базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Согласно части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

Учитывая приведенные нормы, при размещении (распространении) рекламодателем рекламы на собственном транспортном средстве (находящемся в собственности рекламодателя), а также на собственном интернет-ресурсе, услуги по размещению (распространению) рекламы не оказываются и, следовательно, договор на размещение (распространение) рекламы не заключается. Таким образом, в данной ситуации отсутствует объект обложения сбором и, следовательно, сбор не уплачивается.

Вопрос. Является ли объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы вне национального сегмента сети Интернет, а также рекламы, не предназначенной для белорусских пользователей сети Интернет?

Ответ. Согласно:

подпункту 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет);

частям первой и второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

В силу изложенного объектом обложения сбором является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, в рамках оказания рекламодателю или иностранному рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании договора, предусматривающего оказание таких услуг.

При этом применительно к сети Интернет размещением (распространением) рекламы на территории Республики Беларусь, являющимся объектом обложения сбором, признается ее размещение (распространение):

в национальном сегменте сети Интернет;

вне (за пределами) национального сегмента сети Интернет (в том числе в социальных сетях, мессенджерах и пр.), если реклама направлена на пользователей (потребителей рекламы), находящихся на территории Республики Беларусь (далее – белорусские потребители рекламы).

Исключение составляет размещение (распространение) рекламы на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, которое в силу абзаца шестого части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не является объектом обложения сбором.

Реклама считается направленной на пользователей (потребителей рекламы), находящихся за пределами Республики Беларусь (далее – иностранные потребители рекламы), и ее размещение (распространение) в сети Интернет не является объектом обложения сбором, если:

в договорах о размещении (распространении) рекламы отражается, что такая реклама направлена исключительно на иностранных потребителей рекламы или не направлена на белорусских потребителей рекламы;

реклама не доступна для просмотра белорусскими потребителями рекламы или из ее содержания следует, что она предназначена исключительно для иностранных потребителей рекламы.

В противном случае интернет-реклама считается направленной на белорусских потребителей рекламы и ее размещение (распространение) в сети Интернет является объектом обложения сбором (если иное не предусмотрено подпунктами 2.2 и 2.4 пункта 2 Указа № 131).

Вопрос. Является ли объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы посредством смс-сообщений, мессенджеров и электронной почты?

Ответ. На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее -Указ № 131) вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

В силу подпунктов 2.3 и 2.5 пункта 2 Указа № 131 объектом обложения сбором является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), в рамках оказания рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании возмездного договора.

Если при размещении (распространении) рекламодателем самостоятельно своей рекламы посредством смс-сообщений (т.е. с использованием услуг сотовой подвижной электросвязи, а не посредством договора с оператором сотовой подвижной электросвязи на оказание услуг по размещению (распространению) смс-рекламы), мессенджеров, например, Viber, Telegram (если договор на размещение (распространение) рекламы не заключается (например, в определенных объемах реклама размещается (распространяется) без договора и без оплаты), электронной почты (т.е. не на основании договора на оказание услуг по размещению (распространению) рекламы посредством рассылки рекламы по электронной почте) услуги по размещению (распространению) рекламы не оказываются, отсутствует объект обложения сбором.

Размещение (распространение) рекламы будет являться объектом обложения сбором, если рекламодателю оказываются услуги по размещению (распространению) рекламы посредством смс-сообщений, мессенджеров, электронной почты на основании возмездных договоров (в том числе заключенных в электронной форме) с оператором сотовой подвижной электросвязи, владельцем мессенджера или иной организацией (например, через бизнес-аккаунты в мессенджере Viber) и (или) владельцем электронного почтового интернет-ресурса.