Вопрос. Нужно ли вести журнал регистрации для выезжающих за границу, чтобы учесть расходы по командировке при налогообложении прибыли?
Обязательность ведения такого журнала законодательно не установлена, поэтому его наличие либо отсутствие, по мнению автора, не является фактором, влияющим на включение командировочных расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Действительно, в отличие от служебных командировок за границу, Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35, определено, что регистрация работников, выбывающих в служебную командировку, ведется в журналах учета работников, выбывающих в служебные командировки, по форме согласно приложению 3, в том числе в электронном виде.
Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115), не содержит каких-либо обязательных предписаний по наличию такого журнала, в силу чего его ведение – право, но не обязанность организации.
Отнесение в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов при служебных командировках за границу осуществляется на основании правил и предписаний Налогового кодекса Республики Беларусь (ст.130, 131, в частности), Инструкции № 115, с учетом требований Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185.
Евгений Герштейн, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»