ЛОКАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМАНДИРОВКАХ: НЮАНСЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Командировка и все, что с ней связано, - неиссякаемый источник различных ситуаций (правовых, экономических, административных), подходы к которым не всегда очевидны.
Так, законодательство дало право коммерческим организациям устанавливать свои "правила игры" в отношении возмещения командировочных расходов, если такие гарантии нанимателя повышают уровень компенсации расходов.
Но практика показывает, что нередко возникает необходимость внесения изменений в эти правила исходя, в частности, из интересов нанимателя.
Рассмотрим характерную ситуацию. Руководитель организации в целях экономии и контроля расходования денежных средств, недопущения роста производственных затрат, намерен установить размеры возмещения по найму жилого помещения в командировках фактическом размере, подтвержденном документально.
Правомерны ли предполагаемые действия нанимателя и если да, то каким образом их осуществить? Не влечет ли такое изменение необходимость соответствующей корректировки оформления трудовых отношений (изменения существенных условий труда)?
Попробуем разобраться.
Руководитель (наниматель) имеет право на изменение условий возмещения командировочных расходов, установленных ЛНПА, путем внесения в него соответствующих изменений, с которыми должны быть ознакомлены работники.
При этом имеются определенные обстоятельства, которые следует учитывать при подготовке, внесении и утверждении изменений в ЛНПА.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются в том числе коллективные договоры, соглашения и иные ЛНПА, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 7 ТК наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 95 ТК предусмотрено, что при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику в том числе расходы за проживание вне места жительства (суточные).
Кроме того, ч. 3 и 4 ст. 95 ТК определено, что порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, а предусмотренные в коллективном договоре, соглашении или нанимателем размеры возмещения расходов не могут быть ниже размеров, установленных для бюджетных организаций.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 95 ТК гарантии и компенсации при служебных командировках за границу устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Поэтому планируемый подход оплаты расходов по найму жилого помещения, устанавливаемый в ЛНПА, должен соотноситься с нормами и гарантиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 п.15 Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 (далее – Положение № 176), возмещение расходов по найму жилого помещения при командировании в пределах Республики Беларусь осуществляется с даты прибытия к месту командировки и по дату выбытия из него в размерах, установленных в приложении 1, без представления подтверждающих документов.
На основании ч.2 п.1 Положения № 176, в случае, когда расходы по найму жилого помещения превышают размеры, установленные в приложении 1, возмещение данных расходов производится нанимателем на основании подтверждающих документов, но не выше стоимости одноместного номера в гостинице проживания, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
В соответствии с п.16 Положения № 176 возмещение расходов по найму жилого помещения за границей осуществляется без представления подтверждающих документов в размерах, установленных в приложении 2, включая дату прибытия к месту командировки и дату выбытия из него.
То есть, по общему правилу, оплата расходов по найму жилого помещения вообще не связана с фактической стоимостью жилья и наличием документов и осуществляется в пределах норм, установленных в приложениях 1 и 2. И только при командировании в пределах страны возможна ситуация – превышение норм (приложение 1), когда наличие фактических затрат на основании документов будет являться причиной для расчета с работником не по нормам приложения 1, а по стоимости одноместного номера.
И по отношению к последней ситуации нормы ЛНПА могут предусматривать, с учетом ч. 3 ст. 7 ТК, размеры возмещения расходов на основании документально подтвержденных затрат.
(При этом наниматель может таким же образом предусмотреть дополнительные размеры возмещения расходов по найму жилого помещения и в отношении общего правила ч.1 п.15 Положения № 176, то есть сверх норм).
Таким образом, наниматель может установить в ЛНПА условиях возмещения расходов по найму жилого помещения, не противоречащие п.п.15 и 16 Положения № 176, предусмотрев при этом дополнительные гарантии сверх установленных норм.
Другой вопрос, который, по мнению автора, не стоит игнорировать: не следует ли в данном случае рассматривать изменение положений ЛНПА как изменение существенных условий труда? К сожалению, законодательство оставляет в отношении такой ситуации пространство для мнений, не давая оснований для однозначного ответа.
Исходя из ч. 1 ст. 32 ТК изменение существенных условий труда работника происходит в случае, когда обоснованием такого изменения служат производственные, организационные или экономические причины, определенные нанимателем.
Согласно ч. 2 ст. 32 ТК существенные условия труда - это условия, касающиеся системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, гарантий, уменьшения размеров оплаты труда, а также другие условия, устанавливаемые в соответствии с ТК. То есть гарантии упомянуты как часть существенных условий труда.
Но обратим внимание на ч. 4 ст. 32 ТК, исходя из которой при отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
Полагаем, что таким образом законодатель указал на необходимость согласия работника на изменение условий труда, без которого эти изменения автоматически не работают.
В таком случае на основании требований подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (далее - Декрет N 5) до вступления в силу изменений в ЛНПА наниматель обязан предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за 7 календарных дней в установленном порядке.
Ответом работника на предупреждение нанимателя является его согласие либо несогласие продолжить работу с изменившимися условиями труда.
Форма выражения мнения работника нормативно не установлена. Это может быть, к примеру, проставление работником надписи на врученном уведомлении об изменении существенных условий труда либо написание заявления.
Однако вызывает ли внесение изменений в ЛНПА в данном случае необходимость ответных действий работника? По мнению автора, в целом - нет, поскольку такие изменения не имеют адресного (индивидуального) характера, а определяют внутренние правила для сотрудников организации. Но если в трудовом договоре прямо установлены условия компенсации командировочных расходов, то последствия изменения этих условий - не просто ознакомление, а получение согласия работника на такое изменение.
Таким образом, наниматель вправе внести изменения в ЛНПА, касающийся регулирования оплаты командировочных расходов, - положение о служебных командировках, соблюдая процедуру ознакомления работников с этими изменениями (новой редакцией ЛНПА) и не нарушая гарантий, установленных законодательством.
Если вносимые изменения затрагивают условия труда, определенные в трудовом договоре (контракте) с работником, такие изменения требуют получения согласия данного работника с соблюдением предписания законодательства, в частности ст. 32 ТК и Декрета N 5.
Как учитываются в бухгалтерском и налоговом учете выплаты по дополнительным отпускам: за работу с вредными и опасными условиями труда; за особый характер работы; за ненормированный рабочий день; за продолжительный стаж работы; поощрительные отпуска (ст.160 Трудового кодекса Республики Беларусь; Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29).
Указанные виды выплат отражаются в бухгалтерском и налоговом учете исходя из норм законодательства по бухгалтерскому учету доходов и расходов, Налогового кодекса Республики Беларусь и разъяснений Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Бухгалтерский учет.
Исходя из письма Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 15-1-13/48/105, на основании ч.6 п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102), в состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат.
Согласно пункту 10 Инструкции № 102 к управленческим расходам в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, относятся условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные затраты" и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-5 "Управленческие расходы"), за исключением случаев, установленных законодательством.
Поэтому суммы расходов на оплату дополнительных отпусков, в том числе дополнительного поощрительного отпуска согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999№ 29 и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, отражаются по дебету счетов учета затрат на производство, управленческих расходов, расходов на реализацию и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
В отношении отражения в бухгалтерском учете сумм оплаты поощрительных отпусков, установленных статьей 160 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), а также взносов в ФСЗН и в Белгосстрах с обоснованно исходить из следующего.
В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включаются в том числе другие расходы по текущей деятельности (п. 13 Инструкции № 102).
Поскольку предоставление дополнительных поощрительных отпусков, предусмотренных статьей 160 ТК, не является обязательным в соответствии с законодательством, затраты на оплату таких отпусков включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности.
Отчисления на социальное страхование и обеспечение, производимые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (п. 54 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (далее - Инструкция № 50).
Пунктом 55 Инструкции № 50 определено, что счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации.
Взносы в Белгосстрах, производимые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда и других выплат работникам, и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 76-2 "Расчеты по имущественному и личному страхованию") (п. 59 Инструкции № 50).
Таким образом, в бухгалтерском учете суммы оплаты дополнительных поощрительных отпусков, предусмотренных статьей 160 ТК, а также взносы в ФСЗН и Белгосстрах с таких сумм отражаются в бухгалтерском учете следующими записями: дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности" - кредит счетов 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Налоговый учет.
В соответствии с разъяснением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00861 «Об учете при налогообложении дополнительных отпусков» на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 171 НК включению в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, подлежат суммы оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Настоящее положение распространяется, в том числе на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков.
По правилу статьи 157 ТК работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы.
Работникам с ненормированным рабочим днем наниматель устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней (статья 158 ТК).
То есть расходы на оплату предоставляемых в законодательно установленных порядке и размерах названных выше видов дополнительных отпусков, включая выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни, подлежат учету при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК.
Согласно статье 159 ТК работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.
На основании статьи 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально - трудовым договором.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством, а также сверх размеров, установленных законодательством.
Из изложенного следует, что поскольку в отношении дополнительных отпусков, предоставление которых является обязанностью нанимателя, НК содержит отдельную норму по отнесению к нормируемым затратам, то расходы на оплату отпусков, предоставляемых работникам, в рамках ТК по усмотрению нанимателя, порядок и условия предоставления, продолжительность которых определяется не законодательством, а коллективным или трудовым договором, нанимателем, включая выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни, не могут быть учтены при налогообложении прибыли, в том числе в составе прочих нормируемых затрат.
В отношении дополнительного отпуска Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29) следует исходить из того, что согласно подпункту 2.5 пункта 2 Декрета № 29 контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в том числе предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней.
Следовательно, расходы на оплату предоставляемых в законодательно установленных порядке и размерах вышеуказанных дополнительных отпусков, включая выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни, подлежат учету при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК.
Положен ли стандартный налоговый вычет по подоходному налогу с физических лиц обоим родителям работающего инвалида I или II группы старше 18 лет. Если положен, какой пакет документов необходимо предоставить?
Такой налоговый вычет положен на основании нижеприведенных документов.
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 199 настоящего Кодекса плательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, в частности, в размере 32 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.
Иждивенцами для целей настоящей статьи признаются, в том числе, инвалиды I и II группы старше восемнадцати лет - для их родителей (усыновителей, удочерителей), супруга (супруги), опекуна или попечителя.
Законодатель не установил зависимость представления стандартного налогового вычета в отношении указанных иждивенцев-инвалидов в зависимости от их статуса – работающего или нет. То есть, «льгота» применяется и в отношении находящегося на иждивении работающего инвалида.
Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям, на содержании которых находится иждивенец.
Согласно пункту 3 статьи 209 НК в данном случае подтверждением права на применение стандартного вычета будет предоставление копий удостоверения инвалида, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), иных документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - для родителей (усыновителей, удочерителей), супруга (супруги), опекунов или попечителей инвалидов I и II группы.
Работник промышленного предприятия привлекался к работе в выходные дни 16 дней в году и 187 часа – к сверхурочной работе. При этом работник работает во вредных условиях труда (постоянно).
Возможно ли включить в состав себестоимости продукции (затрат, учитываемых при налогообложении) выплаты за указанные периоды полностью?
По мнению автора, да, возможно.
Действительно, согласно статье 144 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), допускается использование для работы не более 12 выходных дней в год каждого работника, а по правилу статьи 122 ТК сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов (особенности, установленные ст.121. ст.143 ТК в данном случае не рассматриваются).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 57 ТК заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Согласно части четвертой пункта 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, в состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат.
На основании пункта 1 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Таким образом, оплате подлежит фактическое отработанное работником рабочее время, подтвержденное в установленном порядке документально, и включению в себестоимость продукции, а также в состав затрат, учитываемых при налогообложении, подлежат начисленная за этот период заработная плата работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
В данном случае вопрос о соответствии таких выплат ограничениям, установленным ТК, возможно, по нашему мнению, рассматривать только с точки зрения применения части 4 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь административных правонарушениях.
Указанное относится и к доплатам за работу с вредными условиями труда (статья 62 ТК, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда»).
Согласно разъяснению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00858 «О прочих нормируемых затратах» в составе затрат по производству и реализации учитываются доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Е.Ф. Герштейн, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»
Наши услуги: