1). Необходимо ли представлять в инспекцию МНС уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость в связи с возникновением объекта недвижимости (здания), введенного в эксплуатацию в течение календарного года (II квартал).
Данный объект учтен в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента государственной регистрации права собственности в установленном законодательством порядке.
Да, обязанность представления такой налоговой декларации есть.
Нормы законодательства.
В данном случае оперируем нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно п.6 ст.184 НК по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат государственной регистрации, до государственной регистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления плательщиком признается организация, у которой такие объекты состоят на учете (находятся на балансе).
В соответствии с п.1 ст.185 НК объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются:
капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат государственной регистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до государственной регистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеются и плательщик налога на недвижимость, и объект налогообложения.
Каким образом НК устанавливает правило уплаты налога применительно к данному случаю?
Исходя из п.7 ст. 189 НК при приобретении организациями в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест либо возникновении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, объектов сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест, а также признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, в том числе бюджетных, на основаниях, указанных в статье 184 настоящего Кодекса, годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете …, приобретенных либо возникших капитальных строений (зданий, сооружений), а также остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест при признании плательщиками налога на недвижимость … на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение, признание плательщиками налога на недвижимость), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Соответственно, уточненная налоговая декларация по налогу на недвижимость должна быть подана за III квартал.
2) Филиал организации, расположенный на территории Слуцкого района, при исчислении налога на недвижимость применяет льготу, предусмотренную для «сельской местности» согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 (далее – Декрет № 6), по объектам (зданиям, капитальным строениям), находящимся на территории указанного района.
Однако среди прочих объектов на балансе филиала числятся инженерные сети, расположенные одновременно на территории как Слуцкого района, так и г. Слуцка.
Применяется ли льгота по налогу на недвижимость в отношении данных объектов в рассматриваемой ситуации?
По мнению автора, в данном случае льготу применить возможно.
Согласно пункту 1.2.1 Декрета № 6 коммерческие организации вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. На основании пункта 1.4 Декрета № 6 указанная льгота не применяется в отношении налога на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
В соответствии с подп. 9-1 ст. 189 НК по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), находящимся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные объекты), налог на недвижимость исчисляется ... по месту нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых такие объекты учитываются по данным бухгалтерского учета.
Одновременно, в соответствии с п.12 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 (далее – Указ № 29) местом нахождения капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц … (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные объекты), признается место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых объекты учитываются по данным бухгалтерского учета.
Несмотря на то, что Декретом № 6, установившим специальные правила налогообложения для «сельской местности», порядок «действий» в подобной ситуации не предусмотрен, полагаем, что предусмотренный в приведенных нормах НК и Указа № 29, порядок налогообложения инженерных сетей: определение их расположения исходя из местонахождения балансодержателя (в т.ч. структурного подразделения), применим и в рассматриваемой ситуации, а, соответственно, и применение льготы филиалом правомерно.
3) Организация арендует жилые помещения (квартиры) у граждан, которые используются в качестве т.н. «корпоративных»: для временного проживания иногородних граждан, командированных в организацию. Факт проживания регистрируется в специальном журнале.
Правомерно ли применение льготы по налогу на недвижимость в части таких квартир на основании подп. 1.1 ст.186 НК?
По мнению автора, применение льготы правомерно, при наличии в организации определенных документов, регламентирующих оформление процесса проживания командированных граждан.
Согласно подп. 1.1 ст. 186 НК освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами).
Налоговое законодательство не содержит порядка (процедуры) применения данной льготы, включая какое-либо документальное подтверждение.
В целях минимизации рисков в рассмотренной ситуации полагаем целесообразным, прежде всего, регламентировать порядок использования таких квартир, например, изданием соответствующего приказа, установив в нем, в том числе, процедуру учета проживающих (ведение соответствующего журнала и ответственных за это лиц).
4) Организация в 3-4 кварталах 2018 г. выполнила работы по модернизации здания. Следовало ли увеличивать налоговую базу налога на недвижимость на стоимость произведенных работ?
В случае изменения у организации в течение года остаточной стоимости основных средств, связанной с реконструкцией (модернизацией), производить корректировку исчисленной годовой суммы налога на недвижимость не нужно.
Такая корректировка производится только по основаниям, предусмотренным п.7 ст.189 НК:
(…) При приобретении организациями в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест либо возникновении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, объектов сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест, а также признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, в том числе бюджетных, на основаниях, указанных в статье 184 настоящего Кодекса, годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), приобретенных либо возникших капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, а также остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест при признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, в том числе бюджетных, на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение, признание плательщиками налога на недвижимость), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Таким образом, увеличивать налоговую базу по налогу на недвижимость в рассматриваемой ситуации не следовало.
5) В мае 2018 года организацией было введено в эксплуатацию производственное здание. При расчете налоговой базы налога на недвижимость с 3-го квартала текущего года стоимость введенного объекта определена без учета накопленной амортизации за июнь 2018 года.
Правомерно ли поступила организация?
Нет, такой порядок противоречит норме ч.2 п.7 ст.189 НК, в соответствии с которой
при приобретении организациями в течение года зданий либо возникновении зданий годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухучете (книге учета доходов и расходов), приобретенных зданий на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Таким образом, порядок определения налоговой базы зависит также от того, как введенное в эксплуатацию здание учтено в бухгалтерском учете по состоянию на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом его приобретения. В рассматриваемой ситуации организации следовало включить в налоговую базу налога на недвижимость сумму накопленной амортизации.
6) Следовало ли организации при определении налоговой базы налога на недвижимость на 2018 год учитывать остаточную стоимость торговых павильонов (присвоен шифр 10011)?
Нет, не следовало.
Согласно абзацу пятому подпункта 2.2 пункта 2 статьи 185 НК не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у организаций капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств.
Действительно, согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161, палатки-магазины, павильоны, кафе, закусочные, столовые из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные классифицируются шифром 10011 как здания мобильные и, соответственно, не подлежат обложению налогом на недвижимость.
Таким образом, в рассматриваемом случае торговые павильоны не рассматриваются в качестве объекта налогообложения налогом на недвижимость.
Е.Ф. Герштейн, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»