Организация-резидент Российской Федерации на основании договора с белорусской организацией оказывает услуги по оценке системы контроля качества продукции этой белорусской организации с целью возможного в дальнейшем поставки этой продукции в Российскую Федерацию.
Возможно ли рассматривать эти услуги как консультационные или инжиниринговые и в таком случае следует ли белорусской организации при реализации данных услуг российской организацией исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость?
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации услуги не рассматриваются как консультационные и/или инжиниринговые и обязательства по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость (далее – НДС) не возникает.
Вопросы взимания НДС при экспорте/импорте работ, услуг в Евразийском экономическом союзе регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Протокол).
Согласно п.28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Действительно, исходя из подп.1 и 4 п.29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в частности, консультационные, инжиниринговые услуги.
Вместе с тем, согласно п.2 Протокола под консультационными услугами понимаются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
Инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний).
Данные определения, по мнению автора, не позволяют отнести рассматриваемые услуги по оценке системы контроля качества ни к консультационным, ни к инжиниринговым услугам, равно как и к другим поименованным в ст.29 Протокола видам услуг, в отношении которых местом реализации будет являться территория государства-покупателя услуг, в данном случае, Республика Беларусь.
Поэтому в отношении указанных в вопросе услуг применимо положение п.5 ст.29 Протокола, в соответствии с которым местом реализации будет являться территория государства-продавца, в данном случае – Российская Федерация.
Таким образом, у белорусской организации не возникает обязанности по исчислению и перечислению НДС в бюджет Республики Беларусь.
Е.Ф. Герштейн, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»