1. Работник в соответствии с приказом о командировании направлен для обучения в отраслевой институт повышения квалификации в г. Минск сроком на один месяц. На период обучения предоставляется общежитие. Работник считает, что в связи с его командированием возмещение расходов в период обучения должно производиться в соответствии с нормами постановления о возмещениях и компенсациях при служебных командировках (постановление № 176), без учета правил о гарантиях при направлении на повышение квалификации (постановление № 101). Как правильно поступить в данной ситуации?
По мнению автора, в рассматриваемом случае оплату расходов работника следует производить исходя из норм Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (далее – Положение № 101).
Так, п.6 Положения № 101 определено, что работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, предоставляется общежитие учреждения образования.
Оплата жилого помещения в общежитии, коммунальных услуг осуществляется нанимателем, направляющим работника на обучение, в размере фактических затрат при наличии подтверждающих документов в оригинале.
При невозможности предоставления общежития работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, оплата расходов на наем жилого помещения осуществляется за счет средств нанимателя в порядке и размерах, установленных для возмещения расходов на наем жилого помещения при служебных командировках.
Согласно п.15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее – Постановление № 176) возмещение расходов по найму жилого помещения при командировании в пределах Республики Беларусь осуществляется с даты прибытия к месту командировки и по дату выбытия из него в размерах, установленных в приложении 1, без представления подтверждающих документов.
В случае, когда расходы по найму жилого помещения превышают размеры, установленные в приложении 1, возмещение данных расходов производится нанимателем на основании подтверждающих документов, но не выше стоимости одноместного номера в гостинице проживания, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
То есть, исходя из приведенной нормы п.6 Положения № 101, правила п.15 Постановления № 176 применяются лишь в том случае, когда общежитие учреждением образования работнику не предоставлено.
В рассматриваемой ситуации при предоставлении места в общежитии возмещение расходов по проживанию осуществляется на основании документов, в которых указана стоимость проживания, и п.15 Постановления № 176, а, соответственно, и нормы возмещения расходов при командировках в пределах Республики Беларусь (приложение 1 к Постановлению № 176) не применяются.
При этом следует также учитывать, что в соответствии с п.3 Положения № 101 работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт, нанимателем осуществляется выплата суточных по установленным нормам командировочных расходов в течение первого месяца обучения, на протяжении остального периода обучения - стипендия в размере 0,5 тарифной ставки (оклада) в месяц.
2. Освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилого фонда
В соответствии с подп.1.25 п.1 ст.118 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.
Соответствующий перечень утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 (далее – Указ № 138). Следует учитывать, что в соответствии с п.1 Указа № 138 освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам.
В числе услуг, освобождаемых от НДС в соответствии с названным перечнем,– техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.
Если «налоговые правила» применения освобождения едины для применения в отношении каждого из этих видов работ (услуг), то их содержание (состав), разумеется, отличаются.
Остановимся подробнее.
Техническое обслуживание
Согласно п.55 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) техническое обслуживание - жилищно-коммунальная услуга по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем, поддержанию и восстановлению надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), придомовой территории, подготовке к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.
При этом ст.96 ЖК установлено, что перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
На основании пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2013 г. № 322 «О предоставлении полномочий на принятие нормативного правового акта" и подпункта 4.4 пункта 4 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 968 «Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь постановлением от 20.05.2013 № 12 утвердило перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения (далее – Перечень работ).
Вместе с тем, Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 (далее – Указ № 535) установлено несколько иное содержание термина «техническое обслуживание», который согласно подп.1.1 п.1 Указа № 535 включает работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем, за исключением лифтов, обеспечению установленных параметров и режимов работы инженерных систем, за исключением лифтов, подготовке жилых домов к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.
Как видно, в понятие «техническое обслуживание», определенное Указом № 535, не включены, например, такие услуги как устранение незначительных неисправностей конструктивных элементов жилого дома, поддержание и восстановление надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов и придомовой территории.
В соответствии с п.2 ст.23 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона.
То есть, в рассматриваемом случае к техническому обслуживанию относить работы (услуги), определенные Указом № 535. Соответствующим образом был скорректированы и виды работ (услуг), установленные Перечнем работ (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28.01.2016 № 1 «О внесении изменения в постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 12»).
Текущий ремонт
В ЖК текущий ремонт определен как жилищно-коммунальная услуга по предотвращению интенсивного износа, восстановлению исправности и устранению повреждений конструктивных элементов, инженерных систем (п.54 ст.1).
Порядок проведения текущего ремонта определен Инструкцией о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5 (далее – Инструкция № 5).
Согласно п.4 Инструкции № 5 критерием определения необходимости выполнения текущего ремонта, обусловленного неудовлетворительным техническим и эстетическим состоянием конструктивных элементов и инженерных систем (оборудования), является несоответствие конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома требованиям к их техническому состоянию, установленным ТКП 45-1.04-208-2010 (02250) "Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования" (далее - ТКП 45-1.04-208-2010) и ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) "Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения" (далее - ТКП 45-1.04-14-2005).
Объем ремонтных работ определяется в соответствии с дефектным актом. При локальном ремонте отдельных конструктивных элементов материал отделки и цветовое решение должны быть аналогичными существующим материалам и цветовому решению.
Виды работ по текущему ремонту жилищного фонда определены в приложении 1 к Инструкции № 5.
Капитальный ремонт
Согласно п.25 ст.1 ЖК капитальный ремонт - жилищно-коммунальная услуга по восстановлению основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), их конструктивных элементов, инженерных систем, утраченных в процессе эксплуатации.
Проведение капитального ремонта жилищного фонда определено, на основании Указа № 535, Положением о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 N 324 (далее – Положение № 324).
В частности, п.14 Положения № 324 установлено, что средства местных бюджетов, предусмотренные на капитальный ремонт, средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков, организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые дома, товариществами собственников и организациями застройщиков платы за капитальный ремонт направляются на работы по:
разработке предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, проведению государственной экспертизы проектной документации, ведению авторского и технического надзора, выполнению изыскательских работ;
обследованию специализированной организацией жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем при проведении ею оценки технического состояния жилого дома в соответствии с законодательством;
ремонту и замене внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также канализационных выпусков в соответствии с границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственностью, в том числе внутриквартирных распределительных трубопроводов (стояков) систем холодного и горячего водоснабжения, включая первую запорную арматуру по стоякам, и общих канализационных стояков системы водоотведения, включая раструб;
замене (устройству) внутридомовой системы электроснабжения при повышении нагрузки для устройства отопления и (или) горячего водоснабжения от индивидуального отопительного (водонагревательного) оборудования (приборов);
ремонту, замене и устройству противодымной защиты, установок противопожарной автоматики;
ремонту и замене инженерного оборудования, обеспечивающего потребление коммунальных услуг, устройству рециркуляции внутридомовой системы горячего водоснабжения (без устройства наружных сетей) и ряд других работ.
Нормы НК в отношении применения освобождения от НДС
Итак, обороты по реализации работ (услуг) по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, выполняемых (оказываемых) в числе жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, освобождаются от НДС.
При применении освобождения в отношении вышеприведенных видов работ (услуг) наиболее значимым представляются следующие правила.
На основании ст.130 НК организации и индивидуальные предприниматели по освобождаемым от налога на добавленную стоимость и (или) не признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость товарам (работам, услугам), имущественным правам, индивидуальные предприниматели, применяющие общий порядок налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость, а также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав:
- НДС не исчисляют;
- электронные счета-фактуры выставляют (направляют) в случаях, установленных статьей 131 НК;
- первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляют (выписывают) без выделения сумм налога на добавленную стоимость и предъявления этих сумм покупателю. При этом в указанных документах делается запись или ставится штамп «Без НДС».
При этом согласно подп.8.1 п.8 ст.131 НК электронный счет-фактура, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося продавцом, создается и направляется на Портал (без необходимости его выставления покупателю) в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (если иное не установлено настоящим пунктом), при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством.
По общему правилу суммы налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, имущественным правам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством, включаются в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении (подп.3.1 п.3 ст.133 НК).
3. Организация реализует физическим лицам окна из ПВХ с оказанием монтажных работ по их установке, и применяет в связи с этим льготу по НДС. В связи с большим объемом работ организация хочет частично привлекать Индивидуальных предпринимателей, для установки изделий на объектах организации. Не потеряет ли организация в данном случае льготу по НДС, если монтажные работы будут оказываться как работниками организации, так и индивидуальными предпринимателями?
По мнению автора, организация вправе применить освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии с подп.1.34 п.1 ст.118 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.
Кроме того, согласно подп.1.25 п.1 ст.118 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.
Соответствующие перечни утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 (далее - Указ № 138):
- Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень 1);
- Перечень жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень 2).
Перечень 1 включает, в том числе, строительные, монтажные, специальные, пусконаладочные работы, выполняемые по договорам строительного подряда (субподряда) (п. 6 Перечня).
Освобождение от НДС, установленное Перечнем 2 (п.18) в отношении работ по текущему ремонту в многоквартирных жилых домах, может применяться при реализации работ по изготовлению и установке изделий из ПВХ, если такая установка производится в рамках текущего ремонта многоквартирного жилого дома, сданного в эксплуатацию.
В контексте рассматриваемого вопроса вряд ли речь идет о текущем ремонте многоквартирного дома, поскольку работы выполняются индивидуально, по заказу физических лиц.
Таким образом, в данном случае применение освобождения от НДС возможно на основании пункта 6 Перечня 1: выполнение строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда (ст.696 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Требования, предъявляемые к договорам строительного подряда, установлены Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила).
Согласно пункту 64 Правил сдача выполненных строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ подрядчиком и их приемка заказчиком оформляются актом сдачи-приемки работ, который подписывается обеими сторонами. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве» утверждены формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.
На основании п.30 Правил генеральный подрядчик наряду с обязанностями, предусмотренными в пункте 26 настоящих Правил:
- организует и координирует работу субподрядчиков;
- составляет совместно с заказчиком и субподрядчиками и утверждает графики производства работ, иную обязательную для всех участников строительства документацию по организации строительства и производству работ;
- принимает от субподрядчиков совместно с заказчиком выполненные строительные работы по акту установленной формы и оплачивает эти работы в порядке, определенном договором субподряда.
Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за выполнение всех видов строительных работ, производимых им и его субподрядчиками, а перед субподрядчиками - за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору.
Законодатель ни в ст.118 НК, ни в Указе № 138 не ограничил возможность привлечения для выполнения работ, освобождаемых от НДС, субподрядчиков.
С учетом изложенного, по окончании работ, выполняемых в соответствии с дговором, подрядчик составляет акт приемки-сдачи, как документ, подтверждающий выполнение работ.
При этом особенностей заключения акта, в связи с тем, что заказчиком по договору выступает физическое лицо, законодательством не установлено.
Таким образом, работы по монтажу и установке окон, выполняемые для физических лиц организацией (подрядчиком) с привлечением индивидуального предпринимателя (субподрядчика), исходя из п.6 Перечня освобождаются от НДС на основании заключенного с физическим лицом договора строительного подряда и акта выполненных работ.
4. Организация приобрела в кабинеты директора и бухгалтерии рольшторы. Как учесть связанные с этим расходы при налогообложении прибыли?
По мнению автора, такие расходы возможно отнести, в зависимости от учетной политики, либо в составе основных средств либо в затратах, участвующих при налогообложении.
Данные расходы направлены на создание нормальных условий труда управленческого персонала и в силу этого могут рассматриваться как производственные расходы.
Так, согласно ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь при организации труда работников наниматель обязан, в частности, обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
Вместе с тем, отнесение такого имущества как рольштора, в состав капитальных либо текущих затрат должно быть обусловлено учетной политикой организации.
Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 портьеры, шторы и жалюзи для окон и дверей; карнизы механические и автоматические; роллеты относятся к группе «Инвентарь и принадлежности», шифр 70019.
В соответствии с п.4 Инструкции по бухгалтерскому учетуалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, для признания активов, имеющих материально-вещественную форму, основными средствами должны одновременно выполняться следующие условия:
- активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
- организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
- активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
- организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
- первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
Вместе с тем, согласно п.3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133), к запасам относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности,
То есть, объекты, относящиеся к производственному и хозяйственному инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструменту, оснастке и приспособлениям, могут учитываться как в составе основных средств, так и в составе запасов.
В этих условиях, с целью их группировки организации целесообразно:
- разработать такой перечень и установить его в учетной политике
- либо определить в учетной политике дополнительный критерий включения имущества в состав основных средств (на практике - стоимостный).
Соответственно, при отнесении объекта к запасам его стоимость включается в состав затрат по производству и реализации (п.1 ст.170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
В случае соответствия объекта, с учетом положений учетной политики, критериям отнесения к основным средствам, затраты по производству и реализации принимаются посредством начисления амортизации (подп.2.1 п.2 ст.170 НК), с правом применения инвестиционного вычета по основаниям и в порядке, предусмотренных подп.2.2 п.2 ст.170 НК.
5. Куда организации отнести расходы по гражданской обороне (ГО) (противогазы, их тех.обслуживание) для исчисления налога на прибыль?
Такие расходы отражаются организацией как внереализационные расходы.
Согласно подп.3.9 п.3 ст.175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в состав внереализационных расходов включаются расходы на содержание мобилизационных мощностей и объектов гражданской обороны, а также расходы на проведение мероприятий гражданской обороны.
Такой вид имущества как противогазы поименован в постановлении Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (группа «Инвентарь и принадлежности»), но только как специальные разработанные средства индивидуальной защиты для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для использования в авиационной, космической технике и на подводных работах (70300).
Поскольку в данном случае, исходя из вопроса, противогазы не предназначены для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, их стоимость учитывается в составе запасов и вместе с расходами на их обслуживание формирует внереализационные расходы для целей налогообложения.
На основании ч.2 п.2 ст.175 НК эти расходы отражаются на дату их признания в бухгалтерском учете.
Исходя из п.32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
Таким образом, в данном случае указанные в вопросе расходы включаются в состав внереализационных расходов в том периоде, в котором они были фактически осуществлены.