Ситуация. Организация приобретает услуги сторонней организации по продвижению и поддержке сайта, в частности: а именно: работы по внешней оптимизации-наращивания ссылочной массы; подбор и размещение текстов на площадках-донорах; аудит сайта; написание текстов для размещения внешних ссылок; анализ позиций сайта и выявления страниц, которые требуют особого внимания и дополнительных работ по SEO, и т.п. Являются ли для организации расходы на приобретение указанных услуг рекламными расходами? Подлежат ли данные расходы отнесению в состав затрат по производству и реализации в полном объеме или в составе прочих нормируемых затрат?
Мнение. Затраты на приобретение таких услуг не являются рекламными расходами и могут быть отражены в составе затрат по производству и реализации.
Из чего исходим. Действительно, рекламные расходы разделяются, в зависимости от их содержания, на относящиеся к затратам по производству и реализации (п.2.10 ст.170 НК) и включаемые в состав прочих нормируемых затрат (п.2.10 ст.171 НК).
Однако услуги по продвижению и поддержке сайта в составе ни тех, ни других конкретно не приведены. И, полагаем, это имеет под собой основания.
Оказание услуг по продвижению интернет-сайтов в поисковых системах (SEO-продвижение) относится к следующим подклассам:
- 62010 "Деятельность в области компьютерного программирования" - оказание услуг по SEO-продвижению интернет-сайтов, включая оптимизацию структуры и содержания сайтов (их кода), размещение ссылок с целью оптимизации сайтов для поисковых систем;
- 63119 "Прочая обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность" - оказание услуг по SEO-продвижению сайтов, не затрагивающих структуры и содержания сайтов (их кода) (ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности").
Отсутствие признаков рассматриваемых услуг как рекламных, следует и из их квалификации для целей взимания сбора за размещение (распространение) рекламы.
Под SEO-, как правило, понимаются услуги по настройке (оптимизации) сайта для поднятия его позиций в результате выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.
Сайт может носить или не носить рекламный характер, содержать или не содержать рекламу.
То есть результатом оказания обозначенных услуг является создание условий для появления сайта (ссылки на него и частичной информации с сайта, не обязательно носящей рекламный характер) на определенных позициях в результате выдачи поисковых систем по запросу пользователей. Оказание данных услуг не завершается обязательным размещением (распространением) рекламы или предоставлением (передачей) рекламы для ее размещения (распространения).
В этой связи в изложенном понимании SEO-услуги не являются услугами по размещению (распространению) рекламы и, соответственно, не облагаются сбором.
(См. комментарий на сате МАРТ https://www.mart.gov.by/activity/regulirovanie-reklamnoy-deyatelnosti/faq-adv-reg/kommentarii-po-ukazu-prezidenta-respubliki-belarus-ot-31-marta-2022-g-131-o-razvitii-sredstv-massovo/o-reklame-v-seti-internet/podlezhat-li-oblozheniyu-sborom-seo-uslugi/)
Под затратами понимается стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности. Они признаются:
- активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах;
- расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах (абз. 2 ч. 1 п. 2 Инструкции N 102).
SEO-оптимизация качественных (структурных, технологических) изменений сайта не создает, в силу этого, по мнению автора, расходы на такую оптимизацию являются расходами по текущей деятельности организации (пп. 7, 8 Инструкции №102)
Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством (п.1 ст.169 НК).
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.170 НК).
Таким образом, для целей налога на прибыль услуги по SEO-продвижению являются, по нашему мнению, «обычными» затратами по производству и реализации.
Е.Ф.Герштейн,
заместитель директора
ООО "Даксин Глобал Бел"