Чтобы повысить эффективность работы, компании все чаще стремятся передать непрофильные бизнес-процессы на обслуживание сторонним организациям. Один из таких процессов – ведение бухгалтерского учета. О том, какие преимущества дает замена штатной бухгалтерии аутсорсинговым обслуживанием, рассказывает руководитель направления аутсорсинга «Даксин Глобал Бел» Валентина Бойко
– Что такое бухгалтерский аутсорсинг? Как развивается этот вид услуг в Беларуси?
– Бухгалтерский аутсорсинг - это передача ведения бухгалтерского учета предприятия другой организации на регулярной основе. Такой вариант прямо предусматривается Законом «О бухгалтерском учете и отчетности». В Беларуси он стал известен сравнительно недавно. Но активно развиваться этот вид услуг стал лишь в последние годы и спрос на него растет.
Постепенно приходит понимание, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности, и начинает создаваться среда для его успешного внедрения.
– Что привлекает клиентов в идее передать ведение бухучета сторонней организации?
– Бухгалтерский аутсорсинг позволяет оптимизировать финансовую функцию на стороне, и сосредоточиться на основном бизнесе внутри компании.
Главные преимущества аутсорсинга: квалифицированные специалисты, экономия на аренде, оборудовании, канцтоварах для бухгалтерии, снижение зарплатных налогов и отчетности о работниках своей организации. Есть и много других причин выбрать такую услугу. Например, гарантии конфиденциальности и ответственности бухгалтерской компании гораздо выше, чем в случае ведения бухучета штатными работниками.
– Какие сложности больше всего мешают развитию бухгалтерского аутсорсинга в нашей стране?
– Многие наши руководители привыкли видеть ежедневно "Галину Петровну" у себя под носом. Если под рукой нет штатного главного бухгалтера, то у них возникает разрыв привычных стандартов. Но мы живем в 21 веке. Сейчас можно в любую минуту созвониться, передать информацию по электронной почте и другим каналам. Современные технологии и средства коммуникации повышают доступность и привлекательность аутсорсинга.
– Работа бухгалтера всегда была и остается трудной и рискованной: надо много знать, много предусмотреть, законодательство сложное и часто меняется. А любые ошибки чреваты серьезными санкциями. Как бухгалтерским компаниям удается преодолевать эти трудности и какую ответственность они несут?
– Обслуживание различных по размеру и сферам деятельности организаций заставляет бухгалтерские компании постоянно развиваться. Сотрудники всегда владеют актуальной информацией о бухгалтерском учете и налогах, работая в единой команде, они всегда могут посоветоваться, обменяться опытом. Это позволяет эффективно решать спорные вопросы, находить оптимальные варианты. На клиента работает целая команда, а не один главный бухгалтер.
В случае некачественного оказания бухгалтерских услуг обслуживающая организация несет ответственность перед заказчиком как за нарушение обязательств по договору, так и за причинение вреда.
– После принятия указа № 338 ожидалось, что для оказания услуг по ведению налогового учета понадобится иметь аттестат налогового консультанта. Однако данная норма так и не заработала, а затем и вовсе была отменена. Это хорошо или плохо?
– Здесь сложно сказать, что хорошо или плохо. С одной стороны, для осуществления такой деятельности, указ № 338 заставил бы многих подтверждать свою квалификацию, получив сертификат налогового консультанта. Учеба никогда не бывает лишней. С другой стороны, иногда грамотному специалисту во многих областях может просто не повезти на экзамене.
Всё познается в практической работе. Хороший специалист и без диплома правильно посчитает налоги, составит отчетность, оценит риски, и в случае необходимости подтвердит свои цифры при проверке.