Пора заканчивать с ручным управлением

Помочь строительству IT-страны может каждый руководитель. Для начала следует автоматизировать систему управления бизнес-процессами на своем предприятии.

На разных этапах развития многие белорусские компании столкнулись с одной общей проблемой. По достижении определенного уровня они оказываются в ситуации, когда прежняя практика ручного управления компанией начинает тормозить ее развитие. Различные виды внутреннего учета, не стыкующиеся между собой, становятся причиной того, что фирма теряет свою нишу на рынке — уступает ее конкурентам. Вроде бы все стараются, коллектив работает, управленцы принимают правильные решения, но много рабочего времени уходит на согласование, состыковку баз данных, составление различных видов отчетности. Компания барахтается в паутине своих внутренних проблем.

Думаю, многие собственники узнают свои компании в этом описании текущей деятельности типового белорусского предприятия, которому приходится вести как минимум четыре системы учета, не зависящие друг от друга.

Во главе угла, разумеется, стоит бухгалтерский учет, позволяющий выстраивать отношения бизнеса с государством. Несмотря на трудоемкость ввода данных и невероятное количество бухгалтеров, бухучет работает только на то, чтобы компания правильно уплатила налоги. Задач собственника этот вид учета не решает: на основе бухгалтерии невозможно определить перспективы предприятия, финансовые потоки, найти фундамент для принятия решений.

Поэтому каждая фирма ведет еще и управленческий учет. Его самый распространенный вариант — файл в программе Excel. В него ведь тоже кто-то должен вводить данные, верно? Чтобы программе было что считать, чтобы руководителю предоставлялись отчеты, на основе которых он мог бы принимать управленческие решения. Это еще одно плотно занятое рабочее место, а то и несколько.

Кроме того, компания может иметь большие отделы закупки и сбыта, а каждый менеджер, работающий там, — свою программу учета и взаимодействия с клиентами, в лучшем случае общую CRM-систему. Данная система автоматизированного взаимодействия с поставщиками, конечно, улучшает деловую среду, однако зачастую никак не интегрирована ни в бухгалтерский, ни в управленческий учет. Чаще всего взаимодействие между этими системами выглядит как постоянное составление менеджерами огромных отчетов, в которых те сообщают о достигнутых результатах, рассчитались ли клиенты за продукцию, погашена ли задолженность и т. п. Затем кто-то снова пересчитывает полученные данные, сводит в таблицы и несет руководству.

Прямо кусок работы для аналитика! Уже впечатляет? А ведь мы еще даже не дошли до финансового менеджмента и бюджетирования предприятия, требующих дополнительного учета, и совсем не касались учета в филиалах и на дочерних предприятиях. В глазах представителей головного офиса последние выглядят как черные дыры с редкими проблесками финансовой отчетности. При такой организации учета речь о том, чтобы владелец компании мог оперативно оценить всю картину или проследить финансовое состояние отдельных сегментов своего актива, не идет вовсе. Хоть бы раз в год при сдаче баланса разобраться, на каком свете находится фирма!

Складывается впечатление, что, погрузившись в рутину, многие руководители забыли о том, что живут в XXI веке — веке информационных технологий и что Беларусь строит IT-страну. Ведь всю рутину может взять на себя соответствующее программное обеспечение, причем в режиме онлайн.

Вероятно, при переходе компании на автоматизированную систему управления бизнес-процессами вы услышите в свой адрес десятки жалоб. Все сотрудники будут сетовать на то, как много новой работы им приходится выполнять. Однако можете не сомневаться: как только система со всеми ее возможностями и функциями заработает, выяснится, что ни один менеджер уже не сможет объяснить, как же он обходился без нее раньше.

Помимо автоматизации бизнес-процессов внутри компании, хорошо подобранное ПО позволит в режиме реального времени оценивать финансовое состояние компании. Причем увеличение количества филиалов, дочерних предприятий и других обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, не сможет этому помешать. Даже если в условиях глобализации ваш бизнес преодолеет границы страны и континента, то правильно подобранное ПО учтет все нюансы. Приняв решение об автоматизации бизнес-процессов сегодня, вы уже завтра окажетесь на несколько шагов впереди конкурентов.

 

Валентина НЕИЗВЕСТНАЯ, управляющий партнер ООО «Даксин Глобал Бел», ACCA DipIFR, CIMA DipPM

 Источник