С 12.07.2024 вступают в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), внесенные Законом Республики Беларусь от 06.01.2024 «Об изменении законов по вопросам рекламы».
Отдельные из новаций являются актуальными для широкого круга субъектов хозяйствования.
1. Реклама – реестр - Интернет
Указом Президента Республики Беларусь от 02.11.2021 № 426 «О размещении (распространении) рекламы» (далее – Указ № 426) был создан государственный информационный ресурс «Реестр рекламораспространителей» (далее - Реестр). Владельцем Реестра является МАРТ.
Услуги по размещению (распространению) рекламы в Беларуси вправе оказывать рекламораспространители, включенные в Реестр. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителем, не включенным в Реестр, является незаконным и запрещается.
При этом Указом № 426 был установлен ряд исключений: определены услуги по распространению рекламы, которые рекрекламораспространители были вправе (и до 12.07.2024 еще вправе) оказывать без включения в Реестр, в частности, услуги по размещению (распространению) рекламы в сети Интернет (в том числе с использованием рекламных сервисов), не связанные с размещением в сетевом издании.
В Закон о рекламе исключения, предусмотренные Указом № 426, перенесены не в полном объеме: в редакции, вступающей в силу с 12.07.2024, такое исключение не предусмотрено.
Иными словами, оказание услуг по размещению рекламы в сети Интернет юрлицами и ИП, не включенными в Реестр рекламораспространителей, с 12.07.2024 будет запрещено (абз. 7 приложения к Указу № 426, п.14 ст.10 Закона о рекламе).
На практике это будет означать, что блогеры и иные организации, которые не выступают и не регистрируются как средства массовой информации (сетевые издания), и размещают рекламу в сети Интернет, как рекламораспространители не смогут с 12 июля 2024 г. оказывать услуги по размещению (распространению) рекламы в сети Интернет без включения в Реестр.
Справочно (согласно Закону о рекламе):
рекламораспространитель - организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств;
рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.
2. Объект рекламирования: плюс Интернет
С практической точки зрения существенным для субъектов хозяйствования является изменение самого понятия «объект рекламирования».
В Законе о рекламе под ним теперь понимается не только продукция, товар, работа или услуга, организация, гражданин, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, капитальное строение (здание, сооружение), иное имущество, средство индивидуализации участника гражданского оборота, товара, результат интеллектуальной деятельности, конкурс, лотерея, игра, иное игровое, рекламное или иное мероприятие, пари, права, охраняемые законом интересы, обязанности организаций или граждан, явление (мероприятие) социального характера, но и доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и другое), информационный ресурс сети Интернет (абз. 7 ст. 2 Закона о рекламе).
В ранее действовавшей редакции указанные объекты отсутствовали.
Таким образом, даже контекстное упоминание или таргетирование, со ссылкой только на доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и другое), информационный ресурс сети Интернет рекламодателя могут быть расценены как распространение рекламы.
В данном понятии интернет-ресурсом считается интернет-сайт, страница интернет-сайта, веб-портал, форум, блог, чат, приложение для мобильного устройства и другие ресурсы, имеющие подключение к сети Интернет.
Справочно.
В связи с указанным изменением законодательства при заключении договора на оказание рекламных услуг с рекламораспространителем-резидентом о распространении рекламы в сети Интернет актуальным становится также следующее.
С 01.07.2010 деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также ИП, зарегистрированнымив Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 (ред. от 14.02.2023) «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»).
3. Отдельные общеполезные сведения
- Реклама, содержащая информацию о деятельности организации или гражданина, осуществляемой на основании аттестата, квалификационного аттестата, свидетельства или иного документа, удостоверяющего право организации или гражданина на осуществление такой деятельности, допускается только при наличии у этих организации или гражданина такого документа (ч.2 п.6 ст.10 Закона о рекламе).
- Операторам электросвязи, поставщикам услуг электросвязи, являющимся рекламораспространителями, запрещено отказывать в заключении договоров на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, заключаемых с абонентом или адресатом в письменной форме, по причине отказа абонента или адресата в даче согласия на получение рекламы (п. 1 ст. 12 Закона о рекламе);
- Рекламораспространители по требованию государственных органов обязаны обеспечить в период, указанный в таком требовании, размещение (распространение) на принадлежащих им средствах наружной рекламы социальной рекламы государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности (ч.3 п. 2 статьи 24 Закона о рекламе).