О некоторых нормах Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении»

Главой государства подписан Указ от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении». Как известно, новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), применявшаяся в 2019 году, стала одним из этапов совершенствования и реформирования налоговой системы. В условия действия НК каких-либо существенных изменений в налогообложении на 2020 год и не предполагалось. Вместе с тем, определенные корректировки, связанные как с «поправкой» ставок по некоторым видам налогов, так и с правоприменительной практикой, явились актуальными.

В частности:

проиндексированы ставки земельного и экологического налогов, акцизов, размеры «освобождений» и налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц;

введены новые и уточнены условия для применения некоторых «точечных» налоговых льгот: отдельные единовременные выплаты и доходы – по подоходному налогу; недвижимость и земельные участки научных организаций – по имущественным налогам; критерии для льготирования организаций, использующих труд инвалидов;

изменены правила перечисления подоходного налога иностранными организациями, осуществляющими деятельность через постоянное представительство.

Наиболее важным, с нашей точки зрения, является урегулирование вопросов, связанных с практикой налогообложения предыдущих лет, иначе – тех ситуаций, которые вызывали проблемы применения либо имели неоднозначную трактовку.

В частности, таких ситуаций нам видится, по крайней мере, две.

  1. Согласно пункту 12 Указа № 503 для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

При этом данная норма вступает в силу с 15 мая 2019 г. Таким образом, в законодательстве учтены для целей налогообложения изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» в абзац четвертый части третьей пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", согласно которому действие данного Указа не распространяется на отчуждение, передачу без перехода права собственности государственного имущества, а также приобретение имущества в государственную собственность, за исключением денежных средств.

Теперь такая передача не будет признаваться реализацией и являться объектами налогообложения.

  1. Для субъектов хозяйствования оставались нерешенными вопросы возможности (а точнее – невозможности) отнесения расходов по страхованию имущества в виде товаров и имущества, переданного в аренду, в состав налоговых затрат. Такая ситуация следовала из буквы Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» и позиции компетентных госорганов.

Согласно пункту 13 Указа № 503 ситуация получила справедливое разрешение: внесены соответствующие изменения в Указ № 280 и возможность отнесения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов по страхованию появилась и при осуществлении торговой деятельности, и при сдаче имущества в аренду. 

Причем такая возможность, учитывая реально сложившуюся противоречивую практику, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.

  • Но особенно интересен пункт 6 Указа № 503: затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.

Из этого следует, что все предыдущие страсти по нормам топлива неактуальны в принципе?

Ведь такая редакция говорит о полном праве руководителя либо на основании собственного решения либо с учетом заключения БелНИИТранстехника устанавливать нормы безотносительно постановлений Минтранса либо норм завода-изготовителя и в пределах таких «собственных» норм предприятию относить стоимость топлива в состав налоговых затрат.

Это действительно выглядит революционно. Все-таки стоит подождать комментарии МНС…

                                   

Текст Указа

 

                                                                              Е.Ф. Герштейн,

                                                                              Заместитель директора

                                                                              ООО «Даксин Глобал Бел»