Налоговые льготы – по правилам и паспортам

Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 30.10.2019 № 735, которым утверждено Положение о порядке оценки эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам) (далее – Положение).

Тем самым, государством по сути впервые предпринята попытка системно подойти к оценке немалого количества налоговых льгот, предоставляемых субъектам хозяйствования по тем или иным основаниям.

Напомним, что согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (НК) льготами по налогам, сборам (пошлинам) признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового или таможенного законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п.1 ст.35 НК).

Вопрос о необходимости «разобраться с нужностью» тех или иных налоговых преференций, в частности – льгот, возникал уже давно. Сама идея и более-менее конкретные подходы предметно рассматривались и обсуждались в ходе деятельности межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, членами Консультативного совета по налоговой политике при Министерстве финансов Республики Беларусь, с непосредственным участием Белорусского государственного экономического университета.

Положением налоговые льготы классифицируются на:

стимулирующие - предоставляемые в целях ускоренного развития хозяйственной деятельности отдельных категорий плательщиков по видам экономической деятельности, видам товаров (работ, услуг), имущественных прав, на отдельных территориях;

системные - направленные на создание необходимых условий для устойчивого развития экономики в целом и предоставляемые категориям плательщиков, результаты деятельности которых оказывают влияние на базовые условия экономического развития (дорожное хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство, научно-технологический прогресс, инфраструктура для развития малого и среднего предпринимательства, инновационная инфраструктура и другое);

социальные - направленные на стимулирование и поддержание социально значимой деятельности плательщиков, оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан;

И именно в отношении стимулирующих налоговых льгот будет производиться оценка эффективности, которая включает:

оценку целесообразности установления (продления действия) стимулирующих налоговых льгот;

оценку эффективности установленных стимулирующих налоговых льгот, в том числе тех из них, которые установлены до вступления в силу постановления, утвердившего настоящее Положение (постановление вступило в силу с 3 ноября 2019 г.).

Опуская процедурные моменты, можно утверждать, что ключевым «финальным» документом будет паспорт стимулирующей налоговой льготы (паспорт) - своего рода досье и пропуск для дальнейшего применения налоговой льготы: согласно п.6 Положения Государственные органы и организации, заинтересованные в установлении (продлении действия) стимулирующей налоговой льготы, представляют паспорт   в Министерство финансов.

Принятие Положения в целом можно оценивать позитивно, но главное не в том, что там написано, тем более, что многие те самые процедурные вещи достаточно многошаговы, а формулы для расчета эффективности стимулирующих налоговых льгот – достаточно сложны.

Важно, как ни банально, что будет на практике, по итогам первых результатов применения Положения: примем во внимание, что согласно постановлению оценка эффективности определенных стимулирующих льгот, установленных до вступления в силу постановления, осуществляется поэтапно в течение 2020 - 2022 годов, а в последующем такая оценка проводится Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом не реже одного раза в три года.


Е.Ф. Герштейн, 
Заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»,  
член Консультативного совета
по налоговой политике
при Министерстве финансов
Республики Беларусь