МНЕНИЯ И КОНСУЛЬТАЦИИ:
имущественные налоги и Указ № 512; бухчучет расходов по земельному участку; льгота по Декрету № 6
- Указ № 512: применение льгот по имущественным налогам
С 8 января 2021 г. вступил в силу Указ № 512, внесший изменения в Указ № 143.
На основании п.1.6 Указа № 512 местные органы власти вправе в течение II - IV кварталов 2020 г. (до вступления в силу указа – в течение II и III кварталов) принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II - IV кварталы 2020 г. (до Указа № 512- в течение II и III кварталов).
Соответственно, предоставленное право основано на воле местных органов власти (местных Советов, в частности), выраженной в принятии соответствующего решения, в данном случае, в течение IV квартала 2020 г. об уменьшении налоговых обязательств отдельных категорий налогоплательщиков, либо в непринятии такого решения.
МНС в письме № 2-2-13/00095 указывает: с учетом того, что решения местных органов власти в IV квартале 2020 года не принимались, указанные преференции в IV квартале 2020 года не применяются.
В силу указанных обстоятельств складывает ситуация, в которой норма п.1.6 Указа № 512 де-факто применена быть не может и, более того, вряд ли могла быть реально применена изначально: ведь Указ № 512 был опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 7 января 2021 г., соответственно, основания для принятия местными органами власти решения и возможность принятия такого решения в IV квартале 2020 г. просто-напросто отсутствовали.
Справочно. Помимо полномочий, предоставленных Указом № 143, в том числе в редакции Указа № 512, областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов (далее в настоящей главе - местные Советы депутатов) имеют право увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков на 2020 год и последующие годы не более чем в два раза (п.10 ст.241 НК). Но, как видим, в данной ситуации такое право может быть реализовано уже только в 2021 году.
Таким образом, исходя из буквы Указа № 512 преференции по налогу на недвижимость и земельному налогу фактически предоставлены быть не могут либо являются как минимум гипотетическими: местные органы власти могли предположить, что такая норма будет введена и подготовили соответствующее решение не позднее 31 декабря 2020 г. (однако и в данном случае возникает определенная коллизия: Указ № 512 вступил в силу только в январе 2021 г.).
- Как отразить в бухгалтерском учете расходы, связанные с получением в постоянное пользование земельного участка: по оплате стоимости работ по подготовке земельно-кадастровой документации; разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границ на местности; оплате услуги регистрирующего органа за госрегистрацию создания земельного участка и возникновения права на него.
По нашему мнению, такие расходы отражаются в бухгалтерском учете в составе вложений в долгосрочные активы – счет 08, субсчет "Приобретение и создание нематериальных активов".
Законодательством установлено следующее
Согласно ч.1 ст.20 Кодекса о земле земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения.
Право пользования земельным участком в соответствии удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (ст. 21 Кодекса о земле).
Согласно ч.2 п.4 Инструкции № 26 земельные участки принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Исходя из ч. 4 п. 11 Инструкции № 26, фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" (субсчет 08-1 "Приобретение и создание основных средств") в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", других счетов.
Однако в данном случае речь идет не о приобретении земельного участка как такового, а возникновении прав на него. В таком случае должны применяться нормы и правила, установленные Инструкцией № 25.
По мнению автора, в отношении права постоянного пользования земельным участком выполняются условия признания, перечисленные в п. 4 Инструкции № 25, и право пользования земельным участком следует учитывать в составе нематериальных активов (как имущественные права в отношении иных объектов (подп. 7.3 п. 7 Инструкции № 25) на счете 04 "Нематериальные активы".
Исходя из ч.1 п.13 Инструкции № 25 первоначальная стоимость приобретенных нематериальных активов определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая, в том числе, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Фактические затраты на приобретение нематериальных активов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других счетов (ч.1 п.15 Инструкции № 25).
На субсчете 08-4 "Приобретение и создание нематериальных активов" учитываются затраты на приобретение и создание нематериальных активов (ч.6 п.13 Инструкции № 50)
Таким образом, рассматриваемые расходы учитываются по дебету субсчета 08-4 "Приобретение и создание нематериальных активов" счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и отражаются в бухгалтерском учете в корреспонденции со счетами учета расчетов и других счетов.
- У производственной организации, зарегистрированной в г. Логойске, имеются три здания. Одно принадлежит ей на праве собственности, находится по месту регистрации, в нем располагаются производственный цех и администрация. Второе арендовано у ИП в Заславле, используется как склад. Третье тоже арендовано у ИП, но уже в г. Борисове. В нем находится производственный цех № 2.
Может ли организация применить льготы по Декрету № 6 в отношении этих зданий при исчислении налога на недвижимость?
Исходя из норм Декрета № 6, льгота по налогу на недвижимость (освобождение от налога) может быть применена в отношении зданий, расположенных в г. Заславле.
Согласно подп.1.1. п.1 Декрета № 6 коммерческие организации Республики Беларусь (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь) и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость.
На основании ч.4 п.13 Декрета № 6 освобождение от налога на недвижимость:
предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, обособленным подразделением осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую в соответствии с настоящим Декретом распространяются положения абзаца второго части первой подпункта 1.1 и абзаца второго подпункта 1.2.1 настоящего пункта. При этом к указанным работам (услугам) не относится предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное и безвозмездное пользование;
не применяется в отношении налога на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
(Для целей Декрета № 6 под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск).
При соблюдении условий подп.1.1. п.1 и ч.4 п.3 Декрета № 6 организация вправе применить льготу по налогу на недвижимость в отношении принадлежащего ей здания.
По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, в частности, у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) (абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 226 НК).
То есть организация, соответствующая критериям, установленным Декретом № 6, и являющаяся исходя из абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 226 НК плательщиком налога на недвижимость по объекту, взятому в аренду у индивидуального предпринимателя (ИП), вправе применить освобождение от налога на недвижимость по основаниям, предусмотренным подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, и с учетом требований ч.4 п.3 Декрета № 6.
С учетом этого, в данном случае льгота применима в отношении здания, арендованного в г. Логойске у ИП.
Льгота не применяется в отношении здания, расположенного в г. Борисове.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации льгота по налогу на недвижимость может быть применена в отношении зданий (как принадлежащего организации, так и взятого в аренду у ИП), расположенных в г. Логойске.
Е.Ф. Герштейн,
заместитель директора
ООО «Даксин Глобал Бел»