Специальная межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, состав которой утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2018 г. № 102, в ходе первых двух заседаний определила основные подходы к корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), а также рассмотрела и одобрила базовые принципы соотнесения бухгалтерского и налогового учета.
Формирование «идеологии» комплексной корректировки – важнейший этап для дальнейшей практической работы над изменением конкретных элементов НК. Члены рабочей группы в ходе обсуждения концепции корректировки пришли к мнению, что в рамках поставленной задачи целесообразно сосредоточиться на предметной работе над приданием в НК четкости, ясности и понятности формулировок и правил; обеспечении системности в изложении положений и норм, затрагивающих определение элементов налогообложения, носящих «сквозной» характер. Необходимо сосредоточить внимание на сопряженность норм НК и бухгалтерского законодательства, устранении лишних расхождений в оценке тех или иных операций для «обычной» и «налоговой» бухгалтерии.
В конечном итоге, создание документа для налогоплательщика, максимально учитывающего интересы бизнеса, с одной стороны, и обеспечивающего устойчивое наполнение доходов бюджета - с другой, тот основной подход, от которого будет исходить вся основная работа.
Модернизированный таким образом НК должен обеспечить на ближайшие два-три года стабильность налогового законодательства и «подвести», создать объективные, с учетом общеэкономических факторов, условия для возможного проведения налоговой реформы.
Один из первых ключевых вопросов - сближение бухгалтерского и налогового учета. Обсуждение показало, что налицо два взгляда на эту проблему: взять за основу бухгалтерские показатели и на этой базе изменить, где это актуально (например – налог на прибыль) принцип формирования налогового учета, объектов налогообложения, т.е. по-сути «подчинить» налоговый учет показателям бухучета и отчетности. Фактически это означает сведение налогового учета к минимуму, формальности.
Другой подход: признавая объективную необходимость существования института налогового учета, сосредоточить внимание не действительно существующих недостатках, иногда – недоразумениях в его содержании, излишних расхождениях с бухучетом в принципах и временных рамках определения доходов и расходов, и на этой основе откорректировать содержание соответствующих разделов НК.
Рассмотрение вопроса показало предпочтительность второго подхода: принято решение о сохранении действующего порядка налогового учета, обеспечив его сближение с бухгалтерским, главным образом, посредством устранения временных различий при признании отдельных видов доходов и расходов, придания большей определенности учету при налогообложении тех или иных расходов.
Одним из инициируемых бизнес-сообществом вопросов стал в последнее время вариант возврата к определению налоговых обязательств не методу начисления, а по так называемому кассовому принципу, иначе – по оплате. Нет нужды напоминать о всех перипетиях трансформации бухгалтерского, а затем и налогового учета к переходу на единый метод «по отгрузке». Однако проблема, поднимаемая бизнес-сообществом также понятна: неплатежеспособность многих субъектов хозяйствования и возникновение в связи с этим временных разрывов между исполнением налоговых обязательств и погашением задолженности.
Однако обсуждение данного вопроса еще раз показало, что каждая проблема имеет не одну сторону: то, что актуально для крупного бизнеса, для сельскохозяйственного сектора, не столь значимо для среднего и малого сегмента реальной экономики.
Таким образом, эмоциональная составляющая должна быть подкреплена действительной остротой проблемы и решение должно формироваться не «вообще» и «для всех», а сегментированно и только на основе объективных показателей деятельности предприятий, с учетом всех возможных налоговых последствий в целом.
Евгений Герштейн, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел»