Еще раз – об экономической обоснованности налоговых затрат.

Позволим напомнить: затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

            Наличие в п.4 ст.169 НК нескольких критериев непризнания затрат экономически обоснованными, вовсе не означает, что все остальные налоговые затраты автоматически признаются экономически оправданными.

Актуальность и необходимость пристального внимания к экономической обоснованности затрат (ЭОЗ) компании – это не призыв или лозунг, а требование законов и хозяйственной практики.

При этом:

- налоговые органы будут держать этот сегмент, как определяющий для налоговой прибыли, в центре контроля;

- если статья 33 НК предупреждает об отдельных обстоятельствах рисковых действий в бизнесе, то экономическая обоснованность затрат – это вообще и для любых хозяйственных ситуаций;

- собственник и руководитель любого честного бизнеса – это лицо, которое даже без налоговых рисков заинтересовано во внутреннем порядке и контроле его расходов.

По нашему мнению, ЭОЗ – разумные затраты, обусловленные именно совокупностью (системой) влияний упреждающих риски факторов:

а) юридических: принцип деловой цели и отсутствия искусственности,

  1. b) технологических: система внутренних процедур и регламентов (норм, нормативов, документов, правил) формирования и списания затрат,

с) управленческих: наличие локальных правовых и организационных оснований для тех или иных «затратных» решений.

Использование (имплементация) в системе корпоративного управления компании выстроенной модели ЭОЗ позволяет встроить ее в общую систему внутреннего контроля и, более того, переформатировать эту систему с позиций сбалансированности управленческий решений (затраты – выпуск – доход).

Для создания современных принципов безопасности бизнеса собственник (директор) не может игнорировать те актуальные условия ведения бизнеса, которые нормативно предписывает государство, и должен создать эффективные принципы сочетания коммерческих и государственных интересов.