Ситуация. Организация оплатила руководителю авиабилеты в загранкомандировку. В пункте пересадки стало известно, что командировка не состоится (принимающая сторона не готова). Как правильно учесть данные расходы по несостоявшейся командировке?
Мнение. Расходы по оплате авиабилетов следует учесть в составе внеррасходов/прочих расходов по текущей деятельности в налоговом и бухгалтерском учете соответственно.
На чем основано. Понесенные расходы до промежуточного пункта маршрута по существу командировочными не являются, поскольку фактически служебная командировка (ст.92 ТК) не состоялась (назовем ее «полукомандировкой»), однако такие расходы безусловно связаны с деятельностью организации.
Вместе с тем, выезд директора осуществлялся, надо полагать, на основании соответствующего приказа о командировании (направлении в служебную командировку)
Организации целесообразно издать приказ об отмене служебной командировки с указанием в нем объективных причин, по которым командировка не состоялась.
Основанием для отражения в учете расходов на рассматриваемую «полукомандировку» будет являться отчет работника об израсходованных в служебной командировке за границу суммах (авансовый отчет) (п.72 Инструкции № 472) с приложением к нему документов, подтверждающих расходы.
Тогда, исходя из рассматриваемой ситуации, фактически понесенные и документально подтвержденные расходы по приобретению авиабилетов отражаются в бухучете в составе прочих расходов по текущей деятельности (счете 90-10) (абз. 19 п. 13 Инструкции N 102).
С учетом практически сложившейся ситуации, для целей исчисления налога на прибыль указанные расходы включаются в состав внереализационных расходов как другие расходы, потери, убытки организации при осуществлении ее деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.52 ст. 175 НК).
Е.Ф.Герштейн,
заместитель директора
ООО "Даксин Глобал Бел"