Указ от 14.03.2022 № 93 "О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики"

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 марта 2022 г. 93

О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики

(Извлечение)

 

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь и в целях создания условий для повышения внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической стабильности, п о с та н о вл я ю:

1.  Для служебного пользования.

2.  Установить, что:

2.1.  для служебного пользования;

2.2.  для служебного пользования;

2.3.  для служебного пользования;

2.4.  для служебного пользования;

2.5.  для служебного пользования;

2.6.  для служебного пользования;

2.7.  остатки средств инновационных фондов Брестского облисполкома и Минского горисполкома, образовавшиеся на 1 января 2022 г. и перечисленные в республиканский централизованный инновационный фонд в виде межбюджетных трансфертов согласно подпункту 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2021 г.

514 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2021 год», подлежат отражению в рамках исполнения республиканского и местных бюджетов в 2022 году;

2.8.  допускается исполнение консолидированного бюджета Брестской области и бюджета г. Минска с превышением максимального размера дефицита (уменьшением минимального размера профицита), установленного Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. 142-З «О республиканском бюджете на 2022 год», на сумму остатков  средств  местных  инновационных  фондов,  перечисленных  в 2022 году в республиканский централизованный инновационный фонд;

2.9.  для финансирования текущего ремонта, строительства и реконструкции, а также капитального ремонта автомобильных дорог могут привлекаться кредитные ресурсы банков с последующим погашением их за счет средств республиканского дорожного фонда и (или) средств областных бюджетов (бюджета г. Минска) в объемах и на условиях, определенных в решениях Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленных в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь;

2.10.  в 2022 году Совет Министров Республики Беларусь (его Президиум) при принятии решений, оформленных в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь, вправе:

изменять сроки уплаты части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет**, для отдельных хозяйственных обществ, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2021 год;

** В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений,  являющихся  коммерческими  организациями,  а также  доходов  от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

определять направления использования средств республиканского централизованного инновационного фонда и местных инновационных фондов, отличные от предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357

«О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;

заключать с Правительством и (или) банками Российской Федерации, Евразийским фондом стабилизации и развития соглашения о привлечении внешних государственных займов (государственных экспортных кредитов), а также соглашения и иные документы, предусматривающие изменение условий ранее заключенных с ними соглашений в части сумм, сроков, ставок и валюты исполнения обязательств, обслуживание и погашение которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета. Выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее указанных соглашений и иных документов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь путем утверждения (принятия) в форме постановления;

определять особенности уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов между организациями Республики Беларусь с последующей реализацией указанных нефти и нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь;

устанавливать нормативы отчислений в республиканский бюджет от доходов целевых бюджетных фондов;

вводить сбор за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа (ссуды), иных аналогичных договоров, а также договоров аренды (финансовой аренды (лизинга), инициированное лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия* в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

* Под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

вводить и устанавливать размеры законной неустойки за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, безвозмездного пользования (ссуды), договоров аренды,  в том  числе  финансовой  аренды  (лизинга),  инициированное  лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в перечень  иностранных  государств,  совершающих  недружественные  действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

изменять ставки:

налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее налог на доходы), по доходам, указанным в подпунктах 1.2–1.4, 1.11 пункта 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, при возникновении обязательств по уплате налога на доход в отношении иностранных организаций, местом нахождения которых является государство, включенное в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

консульского сбора в отношении объектов, установленных в абзацах восьмом и девятом статьи 276 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также государственной пошлины в отношении объектов, установленных в подпунктах 1.8, 1.53 пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Республики Беларусь;

изменять размер отчислений, производимых резидентами Парка высоких технологий в соответствии с абзацем третьим пункта 17 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12;

изменять или дополнять совместно с Национальным банком установленные Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» для ОАО «Банк развития Республики Беларусь» перечни задач, операций, а также целей и объектов использования временно свободных денежных средств;

утверждать совместно с Национальным банком порядок размещения временно свободных денежных средств ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и их предельный размер без согласования с Президентом Республики Беларусь;

определять совместно с Национальным банком порядок предоставления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» денежных средств в целях обеспечения его стабильного функционирования  в условиях  финансовой  неустойчивости  без  согласования с Президентом Республики Беларусь;

принимать решения:

о финансировании расходов республиканского бюджета сверх объемов, установленных Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год», в сумме до 300 млн. рублей;

об изменении, в том числе в индивидуальном порядке, установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в виде отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей, пеней и (или) рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей, пеней, налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм данных платежей в период действия налогового кредита;

абзац двадцатый подпункта 2.10 пункта 2 для служебного пользования;

об установлении платы за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, в размере, отличном от установленного в пункте 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год»;

о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов без учета требований, предусмотренных в пункте 9 статьи 21 Закона Республики Беларусь

«О республиканском бюджете на 2022 год»;

об уточнении объемов государственных капитальных вложений, а также перечней строек и объектов, в том числе в части включения в них новых объектов, в пределах общего объема финансирования, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 26 января 2022 г. № 18 «Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2022 год»;

о  переносе  приходящихся  на 2022 год  сроков  исполнения  обязательств по бюджетным ссудам (займам), по активам, приобретенным Министерством финансов или местными исполнительными и распорядительными органами по договорам уступки права  (требования),  исполненным  гарантиям  Правительства  Республики  Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, установленных в решениях Президента Республики Беларусь, на срок до 5 лет;

об установлении размера базовой арендной величины без учета требований подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150

«О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»;

о сохранении государственной поддержки, оказанной по решениям Президента Республики Беларусь, при невыполнении условий ее предоставления;

о продлении до 3 лет сроков и условий реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;

о размещении временно свободных денежных средств республиканского и местных бюджетов в банковские вклады (депозиты) без проведения депозитных аукционов, а также на срок свыше финансового года;

об  использовании  международной  технической  помощи  без  согласования с Президентом Республики Беларусь;

об изменении условий, включая определение лизингополучателей из числа бюджетных  организаций,  приобретения  современной  техники  и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга), определенных Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования»;

об изменении условий финансирования, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»;

вносить изменения:

в  расходы  республиканского  бюджета  по функциональной  классификации в пределах утвержденного годового размера;

в нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь, установленные в соответствии со статьями 28, 30–37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

2.11.  в случае, если в отношении Республики Беларусь приняты недружественные меры со стороны иностранных кредиторов, связанные с введением ограничительных мер, в том  числе  по проектам,  реализуемым  на территории  Республики  Беларусь с привлечением средств внешних государственных займов, сопровождающиеся приостановкой финансирования и реализации проекта и (или) отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте, Министерство финансов, банки- агенты и иные юридические лица вправе по решению Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленному в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь, осуществлять исполнение обязательств по таким займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, в белорусских рублях.

Обязательства, указанные в части первой настоящего подпункта, исполненные в белорусских рублях, признаются исполненными надлежащим образом;

2.12.  Министерство финансов вправе предоставлять резидентам Республики Беларусь дополнительно к отсрочке рассрочку до 2 лет оплаты за ценности, отпущенные в 2020 году из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь для производственных нужд;

2.13.  запрещается отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц Республики Беларусь, которые являются лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц по перечню, определяемому решением Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленным в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь.

3.  Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

3.1.  в Указе Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. 534:

в части первой подпункта 4.1, подпункте 4.2 пункта 4, абзаце первом части первой пункта 9 слова «в 2021–2022 годах» исключить;

абзац третий подпункта 6.1 пункта 6 исключить;

3.2.  в абзаце седьмом части первой подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 слова «в 2021–2022 годах» исключить;

3.3.  в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. 159

«О пересчете стоимости активов и обязательств» слова «31 декабря 2022 г.» заменить словами «31 декабря 2025 г.».

4.  Для служебного пользования.

5.  Для служебного пользования.

6.  Освободить от налога на добавленную стоимость обороты по реализации произведенных в Республике Беларусь:

продукции  в виде  мерных  слитков  из драгоценных  металлов,  изготовленных в соответствии с техническими условиями;

драгоценных камней (бриллиантов), не закрепленных в ювелирных и других бытовых изделиях, в ограненном виде в специальной упаковке, целостность которой не нарушена, при наличии сертификата (аттестата) или другого документа, выданного отечественным производителем бриллиантов, удостоверяющего качественные и весовые характеристики на каждый камень. Допускается наличие в специальной индивидуальной упаковке нескольких драгоценных камней одинаковых качественных, цветовых и весовых характеристик.

Порядок совершения операций и расчетов с ценностями, указанными в настоящем пункте,  определяется  Советом  Министров  Республики  Беларусь  совместно с Национальным банком.

7.  Для служебного пользования.

8.  Для служебного пользования.

9.  Для служебного пользования.

10.  Рекомендовать ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь не применять штрафные санкции по договорам, предусматривающим финансирование организаций в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534, в случае отсутствия подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) на экспорт при одновременном соблюдении следующих условий:

финансирование  осуществлялось  под экспортные  контракты,  заключенные с юридическими лицами, являющимися резидентами стран, в которых после его предоставления возникли обстоятельства непреодолимой силы, в том числе введено военное положение, приняты ограничения на осуществление торговли с Республикой Беларусь и другое;

уплата кредитополучателем процентов по экспортному кредиту (вознаграждения по договору факторинга) осуществлялась в размере сложившейся по ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь за отчетный период средней процентной ставки по кредитам, предоставленным юридическим лицам соответственно в иностранной валюте или белорусских рублях.

11.  Для служебного пользования.

12.  Министерству финансов:

12.1.  передать в 2022 году за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда 54 млн. рублей в виде межбюджетного трансферта в бюджет г. Минска на финансирование строительства Минского метрополитена;

12.2.  в  процессе  исполнения  республиканского  бюджета  вносить  изменения в доходы, расходы, дефицит (профицит) и источники финансирования дефицита (направления использования профицита) республиканского бюджета в соответствии с настоящим Указом.

13.  Для служебного пользования.

14.  Совету Министров Республики Беларусь:

14.1.  для служебного пользования;

14.2.  определить перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

14.3.  принять меры по:

консолидации в республиканском бюджете средств, в том числе части доходов местных бюджетов и целевых бюджетных фондов;

оптимизации и сокращению расходов республиканского бюджета прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения (приобретение основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт);

14.4.  учесть положения настоящего Указа при подготовке проекта нормативного правового  акта  об уточнении  отдельных  показателей  республиканского  бюджета на 2022 год.

15.  Облисполкомам и Минскому горисполкому принять меры по оптимизации и сокращению расходов консолидированных бюджетов областей, бюджета г. Минска прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения

(приобретение  основных  средств,  капитальное  строительство,  реконструкция и капитальный ремонт).

16.  Наделить Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк правом определять порядок проведения юридическими лицами – резидентами операций, связанных с экспортом, импортом, отличный от установленного в статье 19 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в исключительных случаях порядок проведения иных валютных операций.

17.  По решению Премьер-министра Республики Беларусь, Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь подготовка проектов важнейших правовых актов в сфере экономики, принятие (издание) которых не терпит отлагательств, и их направление Президенту Республики Беларусь могут осуществляться без учета требований к подготовке проектов правовых актов, предусмотренных законодательными актами.

18.  Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Президент Республики Беларусь                                                                               А.Лукашенко

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 марта 2022 г. 93

О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики

(Извлечение)

 

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь и в целях создания условий для повышения внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической стабильности, п о с та н о вл я ю:

1.  Для служебного пользования.

2.  Установить, что:

2.1.  для служебного пользования;

2.2.  для служебного пользования;

2.3.  для служебного пользования;

2.4.  для служебного пользования;

2.5.  для служебного пользования;

2.6.  для служебного пользования;

2.7.  остатки средств инновационных фондов Брестского облисполкома и Минского горисполкома, образовавшиеся на 1 января 2022 г. и перечисленные в республиканский централизованный инновационный фонд в виде межбюджетных трансфертов согласно подпункту 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2021 г.

514 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2021 год», подлежат отражению в рамках исполнения республиканского и местных бюджетов в 2022 году;

2.8.  допускается исполнение консолидированного бюджета Брестской области и бюджета г. Минска с превышением максимального размера дефицита (уменьшением минимального размера профицита), установленного Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. 142-З «О республиканском бюджете на 2022 год», на сумму остатков  средств  местных  инновационных  фондов,  перечисленных  в 2022 году в республиканский централизованный инновационный фонд;

2.9.  для финансирования текущего ремонта, строительства и реконструкции, а также капитального ремонта автомобильных дорог могут привлекаться кредитные ресурсы банков с последующим погашением их за счет средств республиканского дорожного фонда и (или) средств областных бюджетов (бюджета г. Минска) в объемах и на условиях, определенных в решениях Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленных в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь;

2.10.  в 2022 году Совет Министров Республики Беларусь (его Президиум) при принятии решений, оформленных в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь, вправе:

изменять сроки уплаты части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет**, для отдельных хозяйственных обществ, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2021 год;

 
 

 

** В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений,  являющихся  коммерческими  организациями,  а также  доходов  от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

определять направления использования средств республиканского централизованного инновационного фонда и местных инновационных фондов, отличные от предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357

«О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;


заключать с Правительством и (или) банками Российской Федерации, Евразийским фондом стабилизации и развития соглашения о привлечении внешних государственных займов (государственных экспортных кредитов), а также соглашения и иные документы, предусматривающие изменение условий ранее заключенных с ними соглашений в части сумм, сроков, ставок и валюты исполнения обязательств, обслуживание и погашение которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета. Выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее указанных соглашений и иных документов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь путем утверждения (принятия) в форме постановления;

определять особенности уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов между организациями Республики Беларусь с последующей реализацией указанных нефти и нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь;

устанавливать нормативы отчислений в республиканский бюджет от доходов целевых бюджетных фондов;

вводить сбор за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа (ссуды), иных аналогичных договоров, а также договоров аренды (финансовой аренды (лизинга), инициированное лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия* в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

 
 

 

* Под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

вводить и устанавливать размеры законной неустойки за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, безвозмездного пользования (ссуды), договоров аренды,  в том  числе  финансовой  аренды  (лизинга),  инициированное  лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в перечень  иностранных  государств,  совершающих  недружественные  действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

изменять ставки:

налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее налог на доходы), по доходам, указанным в подпунктах 1.2–1.4, 1.11 пункта 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, при возникновении обязательств по уплате налога на доход в отношении иностранных организаций, местом нахождения которых является государство, включенное в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

консульского сбора в отношении объектов, установленных в абзацах восьмом и девятом статьи 276 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также государственной пошлины в отношении объектов, установленных в подпунктах 1.8, 1.53 пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Республики Беларусь;

изменять размер отчислений, производимых резидентами Парка высоких технологий в соответствии с абзацем третьим пункта 17 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12;


изменять или дополнять совместно с Национальным банком установленные Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» для ОАО «Банк развития Республики Беларусь» перечни задач, операций, а также целей и объектов использования временно свободных денежных средств;

утверждать совместно с Национальным банком порядок размещения временно свободных денежных средств ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и их предельный размер без согласования с Президентом Республики Беларусь;

определять совместно с Национальным банком порядок предоставления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» денежных средств в целях обеспечения его стабильного функционирования  в условиях  финансовой  неустойчивости  без  согласования с Президентом Республики Беларусь;

принимать решения:

о финансировании расходов республиканского бюджета сверх объемов, установленных Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год», в сумме до 300 млн. рублей;

об изменении, в том числе в индивидуальном порядке, установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в виде отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей, пеней и (или) рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей, пеней, налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм данных платежей в период действия налогового кредита;

абзац двадцатый подпункта 2.10 пункта 2 для служебного пользования;

об установлении платы за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, в размере, отличном от установленного в пункте 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год»;

о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов без учета требований, предусмотренных в пункте 9 статьи 21 Закона Республики Беларусь

«О республиканском бюджете на 2022 год»;

об уточнении объемов государственных капитальных вложений, а также перечней строек и объектов, в том числе в части включения в них новых объектов, в пределах общего объема финансирования, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 26 января 2022 г. № 18 «Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2022 год»;

о  переносе  приходящихся  на 2022 год  сроков  исполнения  обязательств по бюджетным ссудам (займам), по активам, приобретенным Министерством финансов или местными исполнительными и распорядительными органами по договорам уступки права  (требования),  исполненным  гарантиям  Правительства  Республики  Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, установленных в решениях Президента Республики Беларусь, на срок до 5 лет;

об установлении размера базовой арендной величины без учета требований подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150

«О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»;

о сохранении государственной поддержки, оказанной по решениям Президента Республики Беларусь, при невыполнении условий ее предоставления;

о продлении до 3 лет сроков и условий реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;

о размещении временно свободных денежных средств республиканского и местных бюджетов в банковские вклады (депозиты) без проведения депозитных аукционов, а также на срок свыше финансового года;

об  использовании  международной технической  помощи  без  согласования с Президентом Республики Беларусь;


об изменении условий, включая определение лизингополучателей из числа бюджетных  организаций,  приобретения  современной  техники  и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга), определенных Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования»;

об изменении условий финансирования, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»;

вносить изменения:

в  расходы  республиканского  бюджета  по функциональной  классификации в пределах утвержденного годового размера;

в нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь, установленные в соответствии со статьями 28, 30–37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

2.11.  в случае, если в отношении Республики Беларусь приняты недружественные меры со стороны иностранных кредиторов, связанные с введением ограничительных мер, в том  числе  по проектам,  реализуемым  на территории  Республики  Беларусь с привлечением средств внешних государственных займов, сопровождающиеся приостановкой финансирования и реализации проекта и (или) отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте, Министерство финансов, банки- агенты и иные юридические лица вправе по решению Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленному в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь, осуществлять исполнение обязательств по таким займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, в белорусских рублях.

Обязательства, указанные в части первой настоящего подпункта, исполненные в белорусских рублях, признаются исполненными надлежащим образом;

2.12.  Министерство финансов вправе предоставлять резидентам Республики Беларусь дополнительно к отсрочке рассрочку до 2 лет оплаты за ценности, отпущенные в 2020 году из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь для производственных нужд;

2.13.  запрещается отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц Республики Беларусь, которые являются лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц по перечню, определяемому решением Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленным в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь.

3.  Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

3.1.  в Указе Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. 534:

в части первой подпункта 4.1, подпункте 4.2 пункта 4, абзаце первом части первой пункта 9 слова «в 2021–2022 годах» исключить;

абзац третий подпункта 6.1 пункта 6 исключить;

3.2.  в абзаце седьмом части первой подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 слова «в 2021–2022 годах» исключить;

3.3.  в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. 159

«О пересчете стоимости активов и обязательств» слова «31 декабря 2022 г.» заменить словами «31 декабря 2025 г.».

4.  Для служебного пользования.

5.  Для служебного пользования.

6.  Освободить от налога на добавленную стоимость обороты по реализации произведенных в Республике Беларусь:

продукции  в виде  мерных  слитков  из драгоценных  металлов,  изготовленных в соответствии с техническими условиями;


драгоценных камней (бриллиантов), не закрепленных в ювелирных и других бытовых изделиях, в ограненном виде в специальной упаковке, целостность которой не нарушена, при наличии сертификата (аттестата) или другого документа, выданного отечественным производителем бриллиантов, удостоверяющего качественные и весовые характеристики на каждый камень. Допускается наличие в специальной индивидуальной упаковке нескольких драгоценных камней одинаковых качественных, цветовых и весовых характеристик.

Порядок совершения операций и расчетов с ценностями, указанными в настоящем пункте,  определяется  Советом  Министров  Республики  Беларусь  совместно с Национальным банком.

7.  Для служебного пользования.

8.  Для служебного пользования.

9.  Для служебного пользования.

10.  Рекомендовать ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь не применять штрафные санкции по договорам, предусматривающим финансирование организаций в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534, в случае отсутствия подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) на экспорт при одновременном соблюдении следующих условий:

финансирование  осуществлялось  под экспортные  контракты,  заключенные с юридическими лицами, являющимися резидентами стран, в которых после его предоставления возникли обстоятельства непреодолимой силы, в том числе введено военное положение, приняты ограничения на осуществление торговли с Республикой Беларусь и другое;

уплата кредитополучателем процентов по экспортному кредиту (вознаграждения по договору факторинга) осуществлялась в размере сложившейся по ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь за отчетный период средней процентной ставки по кредитам, предоставленным юридическим лицам соответственно в иностранной валюте или белорусских рублях.

11.  Для служебного пользования.

12.  Министерству финансов:

12.1.  передать в 2022 году за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда 54 млн. рублей в виде межбюджетного трансферта в бюджет г. Минска на финансирование строительства Минского метрополитена;

12.2.  в  процессе  исполнения  республиканского  бюджета  вносить  изменения в доходы, расходы, дефицит (профицит) и источники финансирования дефицита (направления использования профицита) республиканского бюджета в соответствии с настоящим Указом.

13.  Для служебного пользования.

14.  Совету Министров Республики Беларусь:

14.1.  для служебного пользования;

14.2.  определить перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

14.3.  принять меры по:

консолидации в республиканском бюджете средств, в том числе части доходов местных бюджетов и целевых бюджетных фондов;

оптимизации и сокращению расходов республиканского бюджета прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения (приобретение основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт);

14.4.  учесть положения настоящего Указа при подготовке проекта нормативного правового  акта  об уточнении  отдельных  показателей  республиканского  бюджета на 2022 год.

15.  Облисполкомам и Минскому горисполкому принять меры по оптимизации и сокращению расходов консолидированных бюджетов областей, бюджета г. Минска прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения


(приобретение  основных  средств,  капитальное  строительство,  реконструкция и капитальный ремонт).

16.  Наделить Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк правом определять порядок проведения юридическими лицами – резидентами операций, связанных с экспортом, импортом, отличный от установленного в статье 19 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в исключительных случаях порядок проведения иных валютных операций.

17.  По решению Премьер-министра Республики Беларусь, Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь подготовка проектов важнейших правовых актов в сфере экономики, принятие (издание) которых не терпит отлагательств, и их направление Президенту Республики Беларусь могут осуществляться без учета требований к подготовке проектов правовых актов, предусмотренных законодательными актами.

18.  Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Президент Республики Беларусь                                                                               А.Лукашенко