Аудиторской палатой утверждены Методические рекомендации по оценке и сравнению предложений участников закупки

АУДИТОРСКАЯ   ПАЛАТА

Выписка из протокола заседания

правления Аудиторской палаты

от 21.09.2020     № 21

РЕШЕНИЕ

правления Аудиторской палаты

21.09.2020                                                                                                      г. Минск

На основании абзаца второго пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 г. № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» утвердить Методические рекомендации по оценке и сравнению предложений участников закупки (прилагаются).

Правление Аудиторской палаты

УТВЕРЖДЕНО

Решение правления Аудиторской палаты

21.09.2020   № 21____

СОГЛАСОВАНО

Протокол Наблюдательного совета по аудиторской деятельности

22.09.2020   № 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И СРАВНЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ

1. Настоящие Методические рекомендации применяются при осуществлении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее, если не определено иное, – отчетность) за счет собственных средств (далее, если не определено иное, – закупки).

2. В качестве нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников[1] (далее – нестоимостные критерии) могут использоваться следующие нестоимостные критерии: опыт проведения аудита отчетности, внутренняя оценка качества, внешняя оценка качества, соблюдение законодательства об аудиторской деятельности, иные нестоимостные критерии.

3. Нестоимостной критерий «опыт проведения аудита отчетности» характеризует наличие у участников (либо у их работников) опыта проведения аудита отчетности организаций, относящихся к сфере деятельности заказчика либо сопоставимых по объему деятельности с заказчиком.

Под сферой деятельности заказчика понимается деятельность, относящаяся к виду деятельности того раздела или секции (если такой вид деятельности осуществляется только заказчиком) Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (далее – ОКВЭД), к которому относится основной вид деятельности заказчика, определяемый в порядке, установленном подпунктом 4.4 пункта 4 ОКВЭД.

Организация – резидент Республики Беларусь является сопоставимой по объему деятельности с заказчиком в случае, если один или несколько следующих показателей ее деятельности составляет 60 процентов и более аналогичного показателя деятельности заказчика:

итог бухгалтерского баланса, входящего в состав ранее проаудированной участником отчетности;

выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, показанная в отчете о прибылях и убытках, входящем в состав ранее проаудированной участником отчетности.

При осуществлении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита консолидированной отчетности показателем сопоставимости по объему деятельности с заказчиком в дополнение к показателям деятельности заказчика, указанным в абзацах втором и третьем части третьей настоящего пункта, может являться количество организаций, входящих в группу организаций, консолидированная отчетность которой была проаудирована участником. При этом сопоставимой с группой организаций заказчика является группа организаций, в которой количество организаций составляет не менее половины количества организаций, входящих в группу заказчика.

4. Нестоимостной критерий «внутренняя оценка качества» характеризует соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности.

5. Нестоимостной критерий «внешняя оценка качества» характеризует результаты осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников.

6. Нестоимостной критерий «соблюдение законодательства об аудиторской деятельности» характеризует результаты проведенной Министерством финансов проверки соблюдения участниками законодательства об аудиторской деятельности.

7. Нестоимостные критерии, указанные в пунктах 4 – 6 настоящих Методических рекомендаций, могут использоваться при осуществлении закупок только при наличии информации об оцениваемых показателях по соответствующим нестоимостным критериям в соответствующих источниках информации согласно приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям в отношении каждого участника закупки.

8. В качестве нестоимостных критериев, кроме указанных в пунктах 3 – 6 настоящих Методических рекомендаций, могут использоваться следующие нестоимостные критерии:

«объем деятельности участника» – может оцениваться по средней сумме выручки от оказания аудиторских услуг по проведению аудита отчетности организаций за последние три календарных года, предшествующих году осуществления закупки, с использованием формулы (2), указанной в пункте 10 настоящих Методических рекомендаций;

«кадровый состав участника» – может оцениваться по количеству работников участника, являющихся аудиторами, и (или) количеству лет работы работников участника в должности аудитора с использованием формулы (2), указанной в пункте 10 настоящих Методических рекомендаций;

«квалификационный ресурс участника в области Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее – МСФО)» –– может оцениваться по количеству работников участника, являющихся аудиторами и имеющих специальную подготовку в области МСФО[2], с использованием формулы (2), указанной в пункте 10 настоящих Методических рекомендаций;

«членство (иное участие) участника в объединениях аудиторских организаций, являющихся членами Форума компаний Международной федерации бухгалтеров, либо в иных международных объединениях аудиторских организаций (далее - членство (иное участие) в международной сети аудиторских организаций)» – может оцениваться согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям;

другие нестоимостные критерии, в том числе критерий на основании минимальной позиции участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций – оцениваются по количественно измеряемым показателям в порядке, определяемом заказчиком самостоятельно.

Сведения о количестве работников участника, являющихся аудиторами, и количестве работников участника, являющихся аудиторами и имеющих специальную подготовку в области МСФО, содержатся в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций.

Нестоимостной критерий, указанный в абзаце втором части первой настоящего пункта может применяться при закупке аудиторских услуг по проведению обязательного аудита консолидированной отчетности либо при закупке в рамках одной процедуры одновременно аудиторских услуг по проведению обязательного аудита индивидуальной отчетности и аудиторских услуг по проведению обязательного аудита консолидированной отчетности.

Нестоимостные критерии, указанные в абзацах четвертом, пятом и шестом (в части критерия на основании минимальной позиции участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций) части первой настоящего пункта, могут применяться в случаях, когда:

осуществляется закупка аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

в рамках одной процедуры одновременно осуществляется закупка аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

эти нестоимостные критерии являются требованиями внешних пользователей отчетности[3].

9. Рекомендуемые значения удельных весов критерия «цена предложения» и нестоимостных критериев приведены в приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Суммарное значение удельных весов всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должно составлять 100 процентов.

10. Расчет количества баллов может производиться по следующим формулам:

для критерия «цена предложения» и нестоимостных критериев, наименьшее значение которых является наилучшим:

Бi   = 10 х ОПл / ОПi х УВ/100%;                                                                 (1)

для нестоимостных критериев, наибольшее значение которых является наилучшим:

Бi   = 10 х ОПi / ОПл х УВ/100%;                                                                 (2)

для нестоимостных критериев, по которым оцениваемый показатель измеряется фиксированным количеством баллов:

Бi   = ОПБi х УВ/100%,                                                                                  (3)

где Бi – количество баллов по критерию с учетом удельного веса критерия для i-го участника;

ОПi – значение оцениваемого показателя по критерию для i-го участника в натуральных единицах измерения;

ОПБi – значение оцениваемого показателя по критерию для i-го участника в фиксированном количестве баллов;

ОПл – лучшее значение оцениваемого показателя по критерию среди всех участников в натуральных единицах измерения;

УВ – удельный вес критерия, %.

11. Итоговое количество баллов, полученных участником, определяется путем суммирования баллов по каждому критерию, предусмотренному документацией о закупке.

12. Победителем конкурса является участник, получивший наибольшее итоговое количество баллов.

Пример оценки и сравнения предложений участников приведен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.


Приложение 1

к Методическим рекомендациям по оценке и сравнению организациями предложений участников

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СРАВНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ

№ п/п

Критерий

Рекомендуемый удельный вес критерия,

%

Рекомендуемая формула расчета баллов

Оцениваемый показатель

Источник информации

Рекомендуемый порядок оценки и сравнения предложений участников

1

2

3

4

5

6

7

1.

Цена

предложения

40 – 50

(1)

Цена предложения

Ценовое предложение.

Участникам, ценовое предложение которых меньше более чем на 0,4 средней цены ценовых предложений всех участников процедуры закупки, присваивается 0 баллов. <*>

----------------------

<*> рекомендуется применять при участии в закупке не менее трех участников.

Наилучшим значением может быть признана наименьшая цена из ценовых предложений остальных участников.

2.

Опыт проведения аудита отчетности

20

(3)

Количество оказанных аудиторских услуг по проведению аудита отчетности

Заявление участника, содержащее следующие сведения:

- о ранее оказанных участником аудиторских услугах по проведению аудита отчетности организаций в сфере деятельности заказчика либо организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком с указанием наименования и основного вида деятельности организации, которой была оказана аудиторская услуга по проведению аудита отчетности, а также года, за который была составлена эта проаудированная отчетность[4];

- об опыте участия в оказании аудиторских услуг по проведению аудита отчетности работниками участника с указанием наименования и основного вида деятельности организации, в проведении аудита отчетности которой фактически2 участвовали такие работники, а также года, за который была составлена эта проаудированная отчетность.

При оценке опыта проведения аудита отчетности за пять лет, предшествовавших году, в котором проводится закупка, баллы могут присваиваться в зависимости от количества оказанных услуг по проведению аудита отчетности следующим образом:

10 баллов – оказано пять и более услуг;

5 баллов – оказано три или четыре услуги;

1 балл – оказано менее трех услуг;

0 баллов – при отсутствии опыта проведения аудита отчетности.

При оценке опыта проведения аудита отчетности за три года, предшествовавших году, в котором проводится закупка, баллы могут присваиваться в зависимости от количества оказанных услуг по проведению аудита отчетности следующим образом:

10 баллов – оказано три и более услуги;

5 баллов – оказано одна или две услуги;

0 баллов – при отсутствии опыта проведения аудита отчетности.

3.

Внутренняя оценка качества

0 - 20

(3)

Результат проведенного Аудиторской палатой мониторинга системы внутренней оценки качества работы участника (далее – мониторинг).

Сведения о результатах мониторинга, размещенные на официальном сайте Аудиторской палаты в глобальной компьютерной сети Интернет

Баллы по данному критерию могут присваиваться в зависимости от результатов проведенного мониторинга следующим образом:

10 баллов – при отнесении участника к первой категории[5];

8 баллов – при отнесении участника ко второй категории;

5 баллов – при отнесении участника к третьей категории;

1 балл – при отнесении участника к четвертой категории с применением меры воздействия в виде штрафа;

0 баллов – при отнесении участника к четвертой или пятой категории с приостановлением членства в Аудиторской палате (после возобновления такого членства).

4.

Внешняя оценка качества

0 - 20

(3)

Результат проведенной Аудиторской палатой полной (комплексной) внешней оценки качества работы участника (далее – внешняя оценка качества)

Сведения из реестра аудиторов, аудиторов –индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций о результатах проведенной внешней оценки качества.

Баллы по данному критерию могут присваиваться в зависимости от результатов проведенной внешней оценки качества следующим образом:

10 баллов – при отнесении участника к первой категории;

8 баллов – при отнесении участника ко второй категории;

5 баллов – при отнесении участника к третьей категории;

1 балл – при отнесении участника к четвертой категории с применением меры воздействия в виде штрафа;

0 баллов – при отнесении участника к четвертой или пятой категории с приостановлением членства в Аудиторской палате (после возобновления такого членства) .

5.

Соблюдение законодательства об аудиторской деятельности

0 - 20

(3)

Результат проведенной Министерством финансов проверки соблюдения участником законодательства об аудиторской деятельности

Сведения из реестра аудиторов, аудиторов –индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций или данные, предоставленные участником, о результатах проведенной проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности

Баллы по данному критерию могут присваиваться в зависимости от результатов проведенной проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности следующим образом:

10 баллов – при наличии справки проверки [6];

5 баллов – при наличии акта проверки и исполненном требовании (предписании) об устранении нарушений;

0 баллов – при наличии акта проверки и неисполненном требовании (предписании) об устранении нарушений.

6.

Иные нестоимостные критерии

0 – 20 для каждого критерия

-

-

-

Порядок оценки определяется заказчиком самостоятельно


Приложение 2

к Методическим рекомендациям по оценке и сравнению организациями предложений участников

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ НЕСТОИМОСТНОГО КРИТЕРИЯ «ЧЛЕНСТВО (ИНОЕ УЧАСТИЕ) В МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

№ п/п

Критерий

Рекомендуемый удельный вес критерия, %

Рекомендуемая формула расчета баллов

Оцениваемый показатель

Источник информации

Рекомендуемый порядок оценки и сравнения предложений участников

1

2

3

4

5

6

7

1.

Членство (иное участие) участника в международной сети аудиторских организаций

0 – 20

(3)

Членство (иное участие) участника в международной сети аудиторских организаций

Сведения из реестра аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций о членстве (ином участии) участника в международной сети аудиторских организаций

Баллы по данному критерию могут присваиваться следующим образом:

10 баллов – участникам, являющимся членами (иными участниками) международной сети аудиторских организаций 5 и более лет

 5 баллов – участникам, являющимся членами (иными участниками) международной сети аудиторских организаций менее 5 лет

 0 баллов – участникам, не имеющими членства (иного участия) в международные сети аудиторских организаций.



Приложение 3

к Методическим рекомендациям по оценке и сравнению организациями предложений участников

ПРИМЕР ОЦЕНКИ И СРАВНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ

Закупка аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности осуществляется с участием пяти участников. В соответствии с документацией о закупке оценка предложений участников выполняется по четырем критериям: «цена предложения», «опыт проведения аудита отчетности», «внутренняя оценка качества», «внешняя оценка качества».

Первый критерий – «цена предложения».

Согласно документации о закупке при оценке ценовых предложений участников в качестве наилучшего значения признается наименьшая цена. Удельный вес критерия «цена предложения», принимаемый для расчета баллов, составляет 40%.

Участниками заявлены цены предложений, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Оцениваемый показатель

Участник 1

Участник 2

Участник 3

Участник 4

Участник 5

Цена предложения, руб.

2 000

10 000

15 000

30 000

7 800

Средняя цена предложения всех участников составила:

(2 000 + 10 000 + 15 000 + 30 000 + 7 800) / 5 = 12 960 руб.

Участнику 1 по критерию «цена предложения» присваивается 0 баллов, поскольку предложенная им цена в ценовом предложении меньше более чем на 0,4 средней цены ценовых предложения всех участников:

1- 2000/12 960 = 0,85

Наилучшим значением, применяемым для определения баллов по критерию «цена предложения», является цена предложения Участника 5, поскольку она является наименьшей из цен, предложенных другими участниками.

Количество баллов, присваиваемых участникам 1 – 4, рассчитывается по формуле (1).

Участникам присвоены баллы согласно таблице 2.

Таблица 2

Участник

Баллы по критерию с учетом удельного веса критерия

1

0,00

2

10 х 7 800 / 10 000 х 40% /100% = 3,12

3

10 х 7 800 / 15 000 х 40% /100% = 2,08

4

10 х 7 800 / 30 000 х 40% /100% = 1,04

5

10 х 7 800 / 7 800 х 40%/100% = 4,00

Второй критерий – «опыт проведения аудита отчетности». Количество баллов по этому критерию рассчитывается по формуле (3). Удельный вес этого критерия составляет 20%.

Заявленное участниками количество оказанных ими аудиторских услуг по проведению аудита отчетности и расчет присвоенных участникам баллов приведены в таблице 3.

Таблица 3

Участник

Оцениваемый показатель - количество оказанных услуг за 5 лет

Фиксированное количество баллов

Баллы по критерию с учетом удельного веса критерия

1

20

10

10 х 20%/100% = 2,00

2

1

1

1 х 20%/100% = 0,20

3

4

5

5 х 20%/100% = 1,00

4

8

10

10 х 20%/100% = 2,00

5

0

0

0,00

Третий критерий – «внутренняя оценка качества». Количество баллов по этому критерию рассчитывается по формуле (3). Удельный вес этого критерия составляет 20%.

Категории участников по результатам проведенного Аудиторской палатой мониторинга и расчет присвоенных участникам баллов приведены в таблице 4.

Таблица 4

Участник

Оцениваемый показатель - категория участника по результатам мониторинга

Фиксированное количество баллов

Баллы по критерию с учетом удельного веса критерия

1

3

5

5 х 20%/100% = 1,00

2

2

8

8 х 20%/100% = 1,60

3

1

10

10 х 20%/100% = 2,00

4

1

10

10 х 20%/100% = 2,00

5

3

5

5 х 20%/100% = 1,00

Четвертый критерий – «внешняя оценка качества». Количество баллов по этому критерию рассчитывается по формуле (3). Удельный вес этого критерия составляет 20%.

Категории участников по результатам проведенной Аудиторской палатой внешней оценки качества и расчет присвоенных участникам баллов приведены в таблице 5.

Таблица 5

Участник

Оцениваемый показатель - категория участника по результатам внешней оценки качества

Фиксированное количество баллов

Баллы по критерию с учетом удельного веса критерия

1

3

5

5 х 20%/100% = 1,00

2

2

8

8 х 20%/100% = 1,60

3

2

8

8 х 20%/100% = 1,60

4

2

8

8 х 20%/100% = 1,60

5

3

5

5 х 20%/100% = 1,00

Итоговое количество баллов, полученных участниками, приведено в таблице 6.

Таблица 6

Критерий/участник

Участник 1

Участник 2

Участник 3

Участник 4

Участник 5

Цена предложения

0,00

3,12

2,08

1,04

4,00

Опыт проведения аудита отчетности

2,00

0,20

1,00

2,00

0,00

Внутренняя оценка качества

1,00

1,60

2,00

2,00

1,00

Внешняя оценка качества

1,00

1,60

1,60

1,60

1,00

Итого баллов

4,00

6,52

6,68

6,64

6,00

Победителем конкурса является Участник 3, получивший наибольшее итоговое количество баллов.

 


[1] Термины «участник» и «заказчик», используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 г. № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов».

[2] Термин «специальная подготовка в области МСФО», используемый в настоящих Методических рекомендациях, применяется в значении, определенном в условиях признания специальной подготовки аудиторов в области МСФО, установленных Аудиторской палатой по согласованию с Министерством финансов и Министерством образования

 [3] Термин «внешние пользователи отчетности», используемый в настоящих Методических рекомендациях, применяется в значении, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 г. № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов».

[4] Для оценки опыта аудитора-индивидуального предпринимателя может учитываться, в том числе, его опыт фактического участия в оказании аудиторских услуг по проведению аудита отчетности в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя).

2 Для целей настоящих Методических рекомендаций под фактическим участием работника участника в проведении аудита отчетности понимается участие аудитора, являющегося работником аудиторской организации (работником аудитора - индивидуального предпринимателя), в оказании аудиторских услуг по проведению аудита отчетности, по результатам оказания которых выданы аудиторское заключение и (или) отчет по результатам аудита отчетности, подписанные в том числе этим аудитором.

[5] Категории, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в пункте 51 Инструкции о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 59.

[6] Термины «акт проверки», «справка проверки», «требование (предписание) об устранении нарушений», используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

Наши услуги:

Аудиторские услуги