УЧЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА – НА АУТСОРСИНГ МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕТИ

Внешнеэкономическая деятельность всегда считалась одной из наиболее сложных областей бухгалтерского и налогового учета. Особые сложности возникают, когда речь идет о представительствах иностранных организаций. В специфике их учета и налогообложения разбираются немногие. О преимуществах бухгалтерского аутсорсинга в этой сфере рассказывает Марина БРАНОВСКАЯ, руководитель представительства компании LABORATOIRE INNOTECH INTERNATIONAL, Groupe INNOTHERA

- Почему ваше представительство выбрало передачу ведения бухучета на аутсорсинг вместо найма штатного бухгалтера?

- У головной компании довольно высокие требования к менеджменту в своих зарубежных подразделениях, в том числе – к организации бухгалтерского учета. Найти специалистов, соответствующих этим требованиям всегда довольно трудно. Если же обратиться к аудиторской компании, имеющей хорошую репутацию и известную за рубежом, кадровых проблем не возникает.

Прежде всего, специалисты международной аудиторской компании в полном объеме владеют всеми вопросами законодательства и налогообложения, причем не только белорусского, но и других стран. Офис международной аудиторской сети в любом государстве всегда может получить необходимую информацию от коллег из другой страны с учетом ее правовых особенностей. Это повышает доверие и уверенность в том, что работа будет выполнена качественно.

Экономия средств при передаче бухучета на аутсорсинг для представительства играет не столь важную роль, как для местных организаций. Но это тоже один из факторов, определяющих наш выбор.

- Насколько головная компания заинтересована в сотрудничестве своего представительства с офисом одной из международных аудиторских сетей?

- Международная аудиторская сеть работает с головным офисом во многих странах. Это значительно облегчает контакт, понимание в связи с одинаковым подходом с обеих сторон к ведению бизнеса, ускоряет решение многих глобальных проблем. Аудиторы не только ведут учет и консультируют, но зачастую играют роль арбитров в решении спорных вопросов, возникающих у руководства головной компании и представительства.

- Имеются ли особые требования у головной компании к отчетности представительства по сравнению с белорусскими правилами?

Внутри компании разработаны свои специфические отчетные схемы и таблицы. В то же время, белорусское законодательство предписывает представительствам иностранных компаний вести бухучет по местным правилам и представлять в налоговые органы налоговые декларации. Таким образом, возникает необходимость ведения двойного учета: под управленческие потребности головной компании и по национальным правилам. Последнее необходимо для безопасной работы представительства в республике. Но, одновременно приходится трансформировать данные белорусской отчетности в формат, соответствующий корпоративным правилам головной компании и законодательству ее юрисдикции.

- Какие специфичные моменты вашей деятельности требуют не только бухгалтерского сопровождения, но и помощи, консультации аудиторской компании?

-- Наверное главное в том, что представительство иностранной компании в Беларуси по-сути не может осуществлять предпринимательскую деятельность, извлекать доходы. С учетом этого, нам необходима уверенность в правильности заключаемых нами договоров, наших действий по продвижение товаров, услуг.

С другой стороны, проводя множество мероприятий – семинаров, деловых встреч и др., мы стремимся максимально эффективно использовать их для реализации наших представительских задач. В этой части нам очень важно выполнять требования законодательства по «зарплатным налогам», правильности документирования покупок, оказания услуг и т.д.

Есть много тонкостей, которые нам, неспециалистам, не известны да и не понятны, тут поле деятельности профессионалов: это и формы договоров, первичные учетные документы, кассовые операции, взносы в фонд соцзащиты.

Здесь действительно без совета нашей аудиторской компании не обойдешься.