РЕГУЛЯРНЫЙ ОБЗОР ДАКСИН ГЛОБАЛ БЕЛ: вокруг законодательства – 7 месяцев 2023 года
Мы предлагаем краткий обзор наиболее важных, на наш взгляд, актов законодательства и разъяснений (писем) органов госуправления.
- ЯНВАРЬ
- Бухгалтерский учет
- 1.Постановление Совмина от 30.12.2022 № 962 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 11 октября 2022 г. № 210-З «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности»
Постановлением № 962, в частности, установлены случаи неприменения аналогов собственноручной подписи в первичных учетных документах.
- Налоги и другие обязательные платежи
- 2.Указ от 30.12.2022 № 469 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (вступает в силу с 01.01.2023)
Указ № 16 изложен в новой редакции. В частности, предусматривается, что плата за отходы товаров и упаковки учитывается в затратах по производству и реализации по начислению.
- 3.Письмо МНС от 11.01.2023 № 3-1-13/00106 «О применении налога на профессиональный доход в отношении отдельных видов деятельности»
НПД не применяется в отношении дистанционных юридических, бухгалтерских, аудиторских, услуг налоговых консультантов и иные подобных услуг.
- Письмо МНС от 23.01.2022 № 2-1-13/00255 «Об исчислении и уплате НДС при приобретении объектов у иностранных индивидуальных предпринимателей»
В письме МНС указывается, в частности, на то, что обязательства, установленные статьей 114 НК, возникают в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными индивидуальными предпринимателями, момент фактической реализации которых согласно пункту 29 статьи 121 НК наступил с 01.01.2023.
Пунктом 29 статьи 121 НК установлено, что моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями (иностранными индивидуальными предпринимателями), не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признается день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
- 5.Письмо МНС от 27.01.2023 № 3-1-13/00311 «Отдельные вопросы применения налога на профессиональный доход при сдаче имущества в аренду»
В письме МНС, в частности, указывается, что полученная плательщиками-арендодателями сумма возмещения стоимости жилищно-коммунальных и (или) иных услуг, при условии, что такое возмещение предусмотрено договором аренды и не включается в размер арендной платы, не является профессиональным доходом, поскольку не является доходом от деятельности.
Однако если обязанность по возмещению стоимости жилищно-коммунальных и (или) иных услуг не возложена на арендатора соответствующим договором аренды жилого или нежилого помещений, то субъект хозяйствования, выплачивающий доходы такому физическому лицу, признается налоговым агентом. Налоговый агент обязан исчислить, удержать из доходов (суммы возмещаемых услуг) физического лица и перечислить в бюджет подоходный налог.
- Ценообразование
- 6.Постановление Минстройархитектуры от 30.12.2022 № 161 «О порядке регулирования цен» (вступает в силу с 26.01.2023)
Постановлением № 161, по существу, восстанавливается порядок регулирования цен на стройматериалы, аналогичный действовавшему до 01.01.2023 в соответствии с Постановлением МАиС № 69.
- ФЕВРАЛЬ
- Ценообразование
- 1.Постановление Совмина от 01.02.2023 № 713(2) «Об изменении постановления Совета Министров Республики от 19 октября 2022 г. № 713» (в основных положения вступает в силу с 03.02.2023)
Постановлением № 713(2) внесен, в частности, целый ряд уточнений в порядок: включения расходов импортерами; применения скидок; определению курса валют; указания сведений в ТТН (ТН); более четко определена сфера применения Постановления № 713 в целом.
- 2.Постановление Совмина от 09.02.2023 № 114 «О временном регулировании цен»
Постановлением № 114 до конца 2023 года устанавливаются предельные уровень рентабельности производителей, надбавки импортеров, оптовые надбавки на ряд оборудования и продукции (товаров), поставляемых сельхозпроизводителям.
- Налоги и другие обязательные платежи
- 3.Постановление МНС от 23 января 2023 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2»
Уже «традиционное» ежегодное постановление МНС, вносящее изменения в формы налоговых деклараций и порядок их заполнения.
- 4.Письмо МНС от 30.01.2023 №2-2-15/00309 «О направлении разъяснения норм законодательства»
Письмо содержит ответы на вопросы по земельному налогу и арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности), в части уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу, применения организациями (организациям) ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 3 (коэффициента 3 к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки).
- 5.Письмо МНС от 10.02.2023 № 2-2-13/00472 «О передаче курсовых разниц филиалам»
Исходя из изменений в НК и с учетом норм Указа № 430 МНС обращает внимание:
при передаче в налоговом учете курсовых разниц головной организацией для их последующего учета филиалами при налогообложении, должны соблюдаться условия:
- курсовые разницы возникли в отношении обязательств по кредитам, займам (за исключением курсовых разниц, возникших в 2020 году);
- курсовые разницы должны быть списаны в бухгалтерском учете организации в состав доходов (расходов) по финансовой деятельности;
- передача курсовых разниц должна производиться по решению головной организации;
- определение курсовых разниц, подлежащих передаче, должно производиться исходя из критерия, определенного учетной политикой организации.
- 6.Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10 февраля 2023 г. № 2-3-20/00477 «О разъяснении»
МНС разъясняет по существу, что резиденты СЭЗ являются плательщиками сбора за размещение рекламы, а резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» вправе это сбор не уплачивать.
- МАРТ
- Налоги и другие обязательные платежи
- 1.Указ от 28.03.2023 № 80 «Об отдельных вопросах налогообложения»
Указом № 80 на период до конца 2024 года устанавливаются налоговые льготы (непризнание объектами налогообложения) в отношении оборотов токенов.
- 2.Письмо МНС от 13.02.2023 № 2-3-20/00504 «О разъяснении» (опубликовано на сайте МНС 1 марта 2023 г.)
Письмом разъясняется влияние установленного коэффициента 3 к ставкам земельного налога на деятельность резидентов Великого камня, в том числе применения ими льгот с учетом Положения о специальном правовом режиме.
Поскольку гарантия в период ее действия позволяет резидентам индустриального парка, совместной компании, юридическим лицам совместной компании, приобретшим такой статус до 1 января 2023 года, не применять с 1 января 2023 года ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3 согласно пункту 121 статьи 241 НК, соответственно такие лица в отношении указанных в этом пункте земельных участков, находящихся в границах индустриального парка, не лишаются по основанию, содержащемуся в пункте 21 статьи 239 НК права на применение установленных Положением льгот по земельному налогу.
- 3.Письмо МНС от 10.03.2023 № 4-2-21/00759 «О налогообложении иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство»
Ежегодный свод-обзор налоговых правил, применяемых в отношении постоянных представительств.
- 4.Письмо МНС от 14.03.2023 № 2-2-15/00805 «Об авансовых платежах по земельному налогу»
Обязанность уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2023 году у организации не возникает, в частности, при соблюдении одного из следующих условий:
- организация является бюджетной либо организацией-плательщиком единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
- у организации отсутствует сумма земельного налога, исчисленная к уплате за 2022 год;
- по состоянию на 1 января 2023 г. у организации отсутствуют земельные участки, являющиеся объектом налогообложения земельным налогом;
- по состоянию на 1 января 2023 г. у организации отсутствуют обязательства по уплате земельного налога в связи с тем, что в отношении имеющихся у нее земельных участков, являющихся объектом налогообложения земельным налогом, выполняются условия для применения полного освобождения от земельного налога.
- 5.Письмо МНС от 15.03.2023 № 2-3-17/00813 «О разъяснении»
В письме МНС рассматриваются ситуации, при которых товарищества собственников не утрачивают право применения УСН.
- Ценообразование
- 6.Разъяснение МАРТ от 07.03.2023 № 20-02/1675К «О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713»
В разъяснении МАРТ обращает внимание, в частности, на особенности реализации и соблюдение требований законодательства при реализации в рознице товаров юрлицам.
Изложена позиция министерства в отношении иных расходов импортера, включаемых в отпускную цену, формирование и ограничения цен на наборы товаров.
- Валютное регулирование
- 7.Постановление Правления Нацбанка от 22.03.2023 № 101 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 мая 2021 г. № 147»
Нацбанк, в частности, включил в срок репатриации период форс-мажора, препятствующий резидентам Украины исполнять свои обязательства по внешнеторговым договорам.
- АПРЕЛЬ
- Налоги и другие обязательные платежи
- 1.Указ от 10.04.2023 № 98 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (в основных положениях вступает в силу с 11 июля 2023 г.)
Указом № 98 изложен в новой редакции Указ № 131 (о сборе за рекламу), в частности, исключены нормы, касающиеся исчисления сбора за рекламу (они с 2023 года включены в НК) и определены направления целевого использования средств от сбора.
- 2.Письмо МНС от 05.04.2023 № 2-2-13/01065 «Об отражении сумм земельного налога в налоговом и бухгалтерском учетах»
При налогообложении прибыли организации вправе включать в состав затрат по производству и реализации суммы земельного налога:
- или в порядке, установленном абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 245 НК, т.е. в размере суммы авансового платежа, приходящейся на отчетный квартал;
- или отраженные в бухгалтерском учете за соответствующий месяц и исчисленные на основании фактически имеющейся информации о земельных участках исходя из налоговой базы земельного налога и ставок земельного налога, но в сумме, не превышающей авансовый платеж, подлежащий уплате за соответствующий квартал.
При формировании в бухгалтерском учете стоимости незавершенного строительства (стоимости возводимых объектов строительства) следует учитывать суммы земельного налога, исчисленные исходя из фактически имеющейся информации о земельных участках (в том числе земельных участках, на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3), а не в сумме авансовых платежей.
- 3.Письмо МНС от 04.04.2023 № 2-2-18/01-46 "Об отчислениях в фонд развития СЭЗ".
В соответствии с письмом МНС отчисления в фонд развития СЭЗ включаются в состав затрат по производству и реализации.
- 4.Письмо МНС от 18.04.2023 № 2-2-13/01214 "О расходах на идеологическую работу"
В письме МНС изложены подходы к разграничению расходов на проведение идеологической работы (отдельных их направлений) в зависимости от их содержания: на учитываемые в составе налоговых затрат (ст.170, 171 НК) либо во внеррасходах (ст.175 НК) либо как не учитываемые при налогообложении (ст.173 НК).
- Бухгалтерский учет
- 5.Постановление Совмина от 10.03.2023 № 248 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» (в основных положениях вступает в силу с 1 мая 2024 г.)
Постановлением № 248, с учетом практики применения Постановления № 940, изложены в новой редакции некоторые его нормы, в частности, касающиеся применения ЭЦП участников электронного документооборота, выполнения функций интернет-провайдера.
Также установлены требования к электронным транспортным документам по экспорту/импорту и их реквизитам.
- 6.Постановление Минфина от 31.03.2023 № 11 "Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13" (вступает в силу с 12 апреля 2023 г.)
Постановлением № 11 предусмотрена, в частности, возможность составления единоличного ПУД при покупке услуг от плательщика НПД).
- Ценообразование
- 7.Указ от 13.04.2023 № 92 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (вступает в силу с 1 мая 2023 г.)
Указом № 92 определено, в частности, что:
- сметную стоимость строительства объекта нужно будет определять на:
дату начала разработки сметной документации;
дату начала выполнения строительных работ, указанную в задании на проектирование (по объектам текущего ремонта - в дефектном акте);
дату окончания строительства в пределах нормативной продолжительности строительства;
- для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства на указанные даты используются утверждаемые Минэкономики прогнозные индексы стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат с учетом технологической структуры строительства конкретного объекта. То есть предусматривается применение дифференцированных индексов по статьям затрат;
- цена предложения подрядчика, выбранного заказчиком, является неизменной договорной (контрактной) ценой на выполнение подрядных работ, за исключением объектов текущего ремонта.
- МАЙ
- Аудиторская деятельность
- 1.Письмо Минфина от 03.05.2023 № 15-2-26/27 «Об обязательном аудите годовой консолидированной отчетности»
Минфин обращает внимание: если ОАО с дочерними предприятиями, воспользовались правом не составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, то ежегодному аудиту подлежит такая отчетность, составленная в соответствии с национальным законодательством.
- Налоги и другие обязательные платежи
2. Письмо МНС, Минфина, Минстройархитектуры, Госкомимущества от 19.05.2023 № 2-2-15/01535, 5-1-23/15822, 10-1-30/6482, 6-3/1 «О применении коэффициента 3 по земельному налогу и арендной платы за земельные участки»
Четыре госоргана разъясняют, в частности:
- коэффициент 3 применяется в отношении участков с целевым назначением «для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)» либо «для строительства капитальных строений (зданий, сооружений)»;
- дата, с которой начинает исчисляться трехлетний период – с даты уведомления Госстройнадзора о производстве СМР;
- при реконструкции, модернизации, капремонте на целевых участках завершенных объектов, коэффициент 3 не применяется.
- О налогообложении НДС бюджетных средств, выделяемых в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131»
Из письма МНС следует, что средства на оказание в соответствии с Указом № 131 поддержки в виде субсидий юридическим лицам, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, являющимися государственными организациями, в соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 статьи 120 НК при определении налоговой базы НДС не учитываются. При этом, суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет бюджетных средств, а также возмещенные за счет этих средств, не подлежат вычету в соответствии с подпунктом 24.4 пункта 24 статьи 133 НК.
- Письмо МНС от 22.05.2023 № 2-1-13/01580 «О налогообложении НДС при реализации товаров по цене ниже цены их приобретения»
Согласно ч.1 подп. 42.1 пункта 42 ст.120 НК налоговая база НДС определяется исходя из цены приобретения - при реализации по цене ниже цены приобретения товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее двенадцати месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии.
МНС разъясняет, что исходя из положений ч.5 подп. 42.1 ст. 120 НК под ценой приобретения товаров для товаров, приобретенных на территории Республики Беларусь, понимается цена с НДС (за исключением отдельных случаев); для товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь, - цена, по которой товары приняты к учету без учета НДС.
Указанная норма применяется для целей сравнения цены реализации товаров с ценой их приобретения, и для приобретенных на территории Республики Беларусь товаров такие цены сопоставляются с учетом НДС, для импортированных товаров - без учета НДС.
- ИЮНЬ
- Аудиторская деятельность
- 1.Указ от 01.06.2023 № 160 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
Указом, в частности, устанавливается продление госрегистрации жилищных облигаций в рамках инвестдоговоров, заключенных до 07.11.2021.
Для госрегистрации жилищных облигаций требуется наличие аудиторского заключения по годовой отчетности и аудиторского заключения по расчету стоимости чистых активов.
- Налоги и другие обязательные платежи
- 2.Постановление Совмина от 03.06.2023 № 366 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
Постановлением № 366, в частности, внесены дополнения в перечень выплат, не облагаемых взносами в ФСЗН (Перечень № 115), в части минеральной воды, безалкогольных напитков, продуктов питания, предметов личной гигиены и др.
- 3.Письмо МНС от
В письме МНС отмечается, что при электронной дистанционной продаже товаров, осуществляемой белорусскими субъектами хозяйствования через электронные торговые площадки, под которыми понимаются как маркетплейсы, так и интернет-магазины белорусских субъектов хозяйствования, местом реализации таких товаров территория Республики Беларусь не признается, когда место доставки покупателю товара расположено по адресу за пределами Республики Беларусь.
Несмотря на то, что при электронной дистанционной продаже товаров, место доставки которых покупателю расположено по адресу за пределами Республики Беларусь, объекта налогообложения НДС не возникает:
такие обороты подлежат отражению в строке 9-1 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (подпункт 15.5-2 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2);
суммы НДС по таким товарам не относятся на затраты (пункт 3 статьи 133 НК).
Белорусский субъект хозяйствования, реализовавший таким образом товар, должен располагать подтверждением места доставки товаров покупателю по адресу за пределы Республики Беларусь.
В письме приводятся варианты такого документального подтверждения с учетом специфики доставки.
- Государственное регулирование
- 4.Указ от 26.06.2023 № 191 «Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств»
Указом № 191 установлены новые правила и ограничения при приобретении и использовании служебного и специального транспорта.
В частности, для всех юридических лиц право приобретения легковых автомобилей в качестве служебных и специальных возникает при отсутствии в течение трех последних месяцев задолженностей по зарплате, энергоресурсам, обязательным платежам в бюджет и целевые фонды, кредитам под гарантии Правительства и исполкомов.
5. Постановление Совмина от 08.06.2023 № 713 (3) "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713"
Постановлением № 713(3), в частности:
- дополнен перечень случаев, когда отпускные цены на потребительские товары не требуют согласования;
- изменен порядок предоставления оптовых скидок с отпускных цен: производители могут предоставлять такие скидки в размерах, не превышающих указанных в перечне N 713 предельных максимальных надбавок импортера по соответствующему товару;
- разрешено не применять предельные максимальные торговые надбавки при продаже производителями товаров в своих интернет-магазинах
В частности, определен перечень транспортных средств, цены на которые и на запчасти к которым формируются с учетом ограничений при их реализации субъектам АПК. Установлены отдельные правила пересчета контрактных цен в инвалюте.
ü ИЮЛЬ
- Государственное регулирование
- 1.Постановление МАРТ от 16.06.2023 № 39 "О предоставлении стимулирующих выплат"
Постановлением № 39 определено, что предоставление т.н. стимулирующих выплат осуществляется в случаях:
приобретения субъектом розничной торговли у поставщика потребительских товаров определенного объема потребительских товаров либо увеличения объема приобретаемых потребительских товаров;
реализации субъектом розничной торговли потребительских товаров потребителям на условиях, определенных поставщиком, предусматривающих проведение распродаж, иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи таких товаров;
осуществления субъектом розничной торговли за свой счет доставки потребительских товаров от поставщика этих потребительских товаров;
осуществления субъектом розничной торговли за свой счет ремонта и технического обслуживания непродовольственных потребительских товаров на условиях, определенных поставщиком этих потребительских товаров.
Размеры стимулирующих выплат устанавливаются в процентах от общей стоимости приобретенных потребительских товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление этих стимулирующих выплат.
Определен перечень потребительских товаров, в отношении которых предоставление стимулирующих выплат не допускается, в который вошел ряд мясных и молочных продуктов, хлеб и кондитерские изделия, свежие овощи.
- Налоги и другие обязательные платежи
- 2.Письмо МНС от 18.07.2023 № 2-1-13/02107 «Об определении налоговой базы НДС и заполнении ЭСЧФ при реализации товаров ниже цены приобретения»
В письме МНС, в частности, указывает, что в случае, если стеклянная бутылка и стеклобой закупаются у населения на территории Республики Беларусь по утвержденным в прейскурантах организаций ценам и организации единолично составляют первичные учетные документы на оприходование поступивших товаров, то при реализации в адрес заготовительных организаций стеклянной бутылки и стеклобоя, приобретенных у продавцов, не являющихся субъектами хозяйствования, то есть у физических лиц, положения части первой подпункта 42.1 пункта 42 статьи 120 НК не применяются. Налоговая база НДС по таким оборотам будет определяться исходя из цены реализации.