Влияние глобализации: развивающиеся рынки и путь к релокализации

Любое определение глобализации должно включать не только постоянно расширяющиеся технологические достижения в области транспорта и связи. Кроме этого речь идет о снижении препятствий для международной торговли и инвестиций, наращивании глобальных поставок и улучшении макроэкономической координации между ведущими экономическими игроками мира.

Кажется, что все эти примеры глобализации явно проявляются в течение последних семи лет. В особенности мы стали сталкиваться с понятием глобализации ценностей, которое основывается на том, что принципы рыночной экономики и политической демократии являются лучшими параметрами для организации общественных отношений в мире.

Концепция «развивающихся рынков» появилась много лет назад и стала признаком того, что влияние глобализации было успешным. Демография, территориальный масштаб, низкие издержки производства, легкий доступ к товарам - все это стало основными показателями надвигающегося изменения геоэкономической оси. Такие страны, как БРИКС, стали мировыми «двигателями роста». Рост экспорта в Китае; «переходная экономика» для российского рынка; аутсорсинг и технологические инновации в Индии; и «импортозамещение 2,0» в Бразилии привели к быстрому росту этих экономик – и, как следствие, снизилась социальная напряженность.

С падением Lehman Brothers в 2008 году и началом «Великой рецессии» настроения изменились, и теперь мы сталкиваемся с «рисками деглобализации», яркими примерами которым служат Брексит и «Великая Америка» Трампа. Теперь государства и крупные компании реструктурируют свои стратегии в протекционную сторону и ориентируются на индивидуальные действия, остро реагируя на недостатки глобализации.

В «режиме деглобализации», с которым мы сейчас сталкиваемся, мы находимся в поле «мультиплатформенных» конфликтов (вирусный терроризм, повсеместная критика Запада и его либеральный политический и экономический порядок, кибер-вандализм). Вместо «Конца истории» мы наблюдаем появление «множества историй».

И теперь мы можем наблюдать, что «медовый месяц» с развивающимися рынками, по-видимому, подошел к концу. Их экономика замедляется. Это сказалось на перспективах направления международных потоков капитала. В действительности, производительность в ближайшие годы будет оцениваться в меньшей степени тем, что мы сегодня называем «продвинутыми» или «развивающимися» экономиками, а в большей - способностью страны конкурировать до «реглобализации», которая сейчас находится в процессе становления.

«Реглобализация» или «релокализация» - это новая эпоха в международных отношениях, в которые мы вступаем, и она не способствует трансграничной экономической, политической и правовой интеграции. Региональные субъекты не будут иметь приоритет над странами как главными действующими лицами в глобальных делах. Этот ход вещей не вписывается в новый глобальный договор, созданный под эгидой ООН и ВТО.

Реглобализация будет более «поверхностной», чем тот мировой порядок, который мы могли видеть в какой-то момент после холодной войны. Она будет в основном сосредоточена на торговле, инвестициях и укреплении глобальных производственных сетей. Она также запустит процесс распространения многочисленных соглашений о свободной торговле на двустороннем уровне. Деглобализация повредит всем, особенно странам, таким как США, которые использовали глобальный след своих многонациональных корпораций в качестве конкурентного преимущества. Вот почему деглобализация должна быть недолговечной.

Таким образом, те, кого мы когда-то называли «развивающимися рынками», вполне могут сейчас застопориться. Но то же самое относится и к «странам с развитой экономикой». Реглобализация будет принадлежать тем странам, которые адаптируются к началу Четвертой промышленной революции, а не к тем, кто прячется за стенами протекционизма.

Те страны, которые захотят добиться успеха, должны создать благоприятные экосистемы для бизнеса, прочные и прозрачные рыночные правила, и устойчивые связи с транснациональными экономическими сетями. Эти страны, независимо от их прошлого на той или иной стороне старой экономической географии север-юг, станут истинными «вновь развивающимися рынками» на предстоящие годы.