В соответствии с требованиями подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) при налогообложении прибыли учету подлежат затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2016 г. № 216 (далее – Положение), действие которого распространяется на юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридические лица, имеющие источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.
Пунктом 18 Положения определено, что разработка норм расхода ТЭР обеспечивается нормируемыми юридическими лицами, в том числе в соответствии с отраслевыми положениями по нормированию ТЭР. При изменении технологического процесса, структуры и организации производства, а также при совершенствовании методов нормирования расхода ТЭР осуществляется пересмотр норм расхода ТЭР.
Пересмотр норм расхода ТЭР производится в порядке, предусмотренном для их установления в соответствии с пунктами 19 - 21 Положения. Документы для пересмотра норм расхода ТЭР представляются в Департамент или областные, Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР Государственного комитета по стандартизации не позднее чем за месяц до окончания периода действия этих норм (пункт 23 Положения).
Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь письмом от 04.10.2019 № 06-10/1166 разъяснил следующее.
«В 2019 году по решениям облисполкомов и Минского горисполкома включение отопления начато до 1 октября (с 23 сентября), что привело к созданию нештатной ситуации, в части отсутствия в установленных в соответствии с законодательством нормах расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) объемов производства (у теплоисточников) и потребления (у потребителей – детские дошкольные учреждения, учреждения образования, здравоохранения и др.) тепловой энергии в третьем квартале текущего года.
Это обусловлено тем, что на протяжении последних пяти лет включение отопления производилось в октябре месяце, а предусматривать излишние объемы тепловой энергии на цели отопления недопустимо, что отвечает требованиям реализуемой в республике политики в области энергосбережения.
В установленном законодательством порядке меры по урегулированию подобных ситуаций не определены.
В тоже время отсутствие норм расхода ТЭР влечет наложение штрафа, как на юридическое лицо, так и на должностное лицо этой организации в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».
Нормируемые величины также применяются при определении себестоимости продукции (работ, услуг) юридических лиц в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь как экономически обоснованные затраты. При отсутствии установленных норм оплата потребленных топливно-энергетических ресурсов осуществляется из прибыли.
Учитывая изложенное, и сложившуюся ситуацию по причинам не зависящим от юридических лиц, которым необходимо в установленном законодательством порядке нормировать расходы ТЭР, данная ситуация была рассмотрена на заседании Коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта 27 сентября 2019 г.
По итогам рассмотрения принято решение обеспечить пересмотр норм расхода ТЭР, в части определения объемов производства и потребления тепловой энергии в третьем квартале 2019 г. и уточнения годовых объемов на отопление, при соответствующих обращениях юридических лиц до 20 октября 2019 г. в Департамент по энергоэффективности или в областные (Минское городское) управления по надзору за рациональным использованием ТЭР (в зависимости от готового потребления ТЭР) с предоставлением обращения (заявления), копии решения исполкома, расчетов на рассматриваемый период, копии действующих норм и предлагаемых норм расхода ТЭР в трех экземплярах.
Справочно.
Учитывая завершение третьего квартала при обращениях вместо расчетов на рассматриваемый период необходимо предоставлять фактические значения произведенной (потребленной) тепловой энергии на цели отопления.».
В связи с изложенным, во избежание расхода ТЭР сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, и соответствующего исключения стоимости таких ТЭР из учитываемых при налогообложении прибыли затрат, обращаем внимание на необходимость пересмотра норм расхода ТЭР с учетом вышеприведенного письма Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.