Основные новации проекта изменений в НК

Основные планируемые новации в Налоговом кодексе

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Расширение перечня категорий субъектов хозяйствования, обязанных представлять налоговые декларации в налоговые органы в электронном виде, за счет установления такой обязанности для всех субъектов хозяйствования, за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство,
и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС

В целях создания IT-инфраструктуры для полного перехода налоговых органов и плательщика в течение трех лет на единую цифровую платформу, работающую исключительно с цифровыми источниками данных в режиме реального времени в пределах установленных налоговых стандартов.

2. Непризнание реализацией передачи вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящей к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимая участником хозяйственного общества в соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».

Аналогичный подход в настоящее время применяется при передаче имущества в качестве вкладов в уставные фонды коммерческих организаций.

3. Установление единого подхода ко взысканию налоговыми органами задолженности с субъектов хозяйствования – бесспорно за счет денежных средств, находящихся на счетах, электронных денег в электронных кошельках, за счет наличных денежных средств и за счет дебиторов (в случае, когда взыскание будет осуществляться за счет имущества, налоговые органы будут обращаться в суд).

Начиная с 15 июля 2021 г. решение налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) является исполнительным документом, подлежащим исполнению в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве». Такое решение может быть принято налоговым органом в отношении всех категорий плательщиков, а также залогодателя и поручителя.

4. Предоставление возможности налоговым органам принимать решение о взыскании задолженности плательщика за счет средств его дебитора без проведения мероприятий по выявлению дебиторской задолженности и иного имущества плательщика, не представившего перечень дебиторов (либо представившего его не в полном объеме), на основании анализа имеющейся в информационных системах налоговых органов информации о наличии дебиторской задолженности при получении по требованию налогового органа от плательщика документов, подтверждающих наличие такого факта.

5. Предоставление плательщику права на уплату авансовых платежей по транспортному налогу за счет имеющихся у них излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.

6. Определение обстоятельства, при котором налоговые органы
не будут проверять деятельность ликвидируемого плательщика и выдавать справку в регистрирующий орган об отсутствии задолженности у него, – если по результатам анализа информации налогового органа у такого плательщика исполнены все налоговые обязательства либо неисполненное обязательство составляет менее 10 базовых величин.

Справочно. Данный размер обусловлен незначительностью по сравнению с временными и трудовыми затратами, необходимыми для проведения контрольных мероприятий.  

7. Включение в Налоговый кодекс положений, регулирующих все вопросы проведения контроля за соответствием доходов и расходов физического лица, с одновременным признанием Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» утратившим силу.

Предлагается:

- отказаться от обязательного истребования декларации о доходах и имуществе, что сократит сроки проведения контрольных мероприятий. Проверку соответствия доходов и расходов физического лица проводить на основании сведений о доходах и расходах такого лица с сохранением механизма истребования у физического лица пояснений об источниках доходов в случае установления превышения расходов над доходами;

- увеличить в 2 раза (до 500 базовых величин) размер превышения расходов над доходами, при котором у гражданина истребуются дополнительные пояснения об источниках доходов;

- определение порядка учета сумм расходов физического лица, направленных на строительство жилых домов без привлечения застройщика или подрядчика, при отсутствии сведений о фактическом размере таких расходов;

- налогообложение отдельных доходов физических лиц при указании таких доходов в качестве источников, направленных на приобретение дорогостоящего имущества;

- ограничение права на представление индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится сопоставление доходов и расходов, уточненных деклараций по деятельности после начала проведения проверки;

- включение в состав расходов бюджета прожиточного минимума на само лицо, в отношении которого проводится проверка, а также лиц, которые находятся у него на содержании и иждивении;

- предоставление налоговым органа права на корректировку налоговой базы при установлении искажения сведений о фактах получения дохода, заявленного в качестве источника, отсутствия реальности совершения сделок между гражданами.

8. Совершенствование порядка контроля за трансферным ценообразованием.

Здесь немало уточнений и корректировок, в частности:

- введение контроля ТЦО сделок по кредитам (займам), по операциям с ценными бумагами

Внешнеторговые сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, являются объектом контроля ТЦО (подп. 1.1 ст. 88НК). С 2022 года определение внешнеторговой сделки (подп. 1.3 ст. 87НК) планируется дополнить сделками, совершенными с иностранной организацией, иностранным гражданином:

по предоставлению (получению) кредитов (займов);

по реализации, приобретению, погашению ценных бумаг.

Сделки по предоставлению или получению кредита (займа), по реализации (погашению) или получению ценных бумаг, совершенные с белорусскими взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 1.2 ст. 88 НК, с 2022 года тоже планируется контролировать по ТЦО, если цена сделок (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превысит стоимостной порог, указанный в подп. 3.2 ст. 88НК;

вводится дополнение, что суммы премий, бонусов, предоставленных в сделках по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются при определении цены анализируемой сделки в случае их включения в состав внереализационных доходовв порядке, предусмотренном подп. 3.25 ст. 174НК, не позднее 365 дней после совершения анализируемой сделки.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

1. Индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, на прогнозный индекс роста потребительских цен на 2022 год (налога на игорный бизнес – на 10 процентов). Установление в белорусских рублях ставок ремесленного сбора, сбора за агроэкотуризм и налога за владение собаками (в настоящее время в базовых величинах).

2. Отмена налоговых льгот.

По НДС – освобождение оборотов по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.

По подоходному налогу – освобождение доходов, полученных плательщиками-индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг) в объектах придорожного сервиса.

По налогу на недвижимость – освобождение одного жилого помещения в многоквартирном или в блокированном жилом доме.

НДС

Установление обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при оказании услуг в электронной форме (в настоящее время платят только организации и при оказании услуг исключительно физическим лицам).

Введение обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров (в настоящее время такая обязанность отсутствует).

Акцизы

1. Индексация ставок акцизов, введение новых объектов налогообложения акцизами: жидкостей для электронных систем курения и нетабачной никотиносодержащей продукции.

2. Восьмикратное увеличение ставок акцизов на автомобильное топливо и введение налогового вычета, который позволит сохранить налогообложение акцизами топлива, производимого белорусскими НПЗ на уровне 2021 года.

Налог на прибыль

1. Установление возможности передачи организацией части внереализационных доходов и расходов организации в виде процентов за пользование кредитами и займами, а также курсовых разниц по кредитам и займам филиалам, исполняющим налоговые обязательства такой организации, в части приходящейся на их деятельность, пропорционально выбранному плательщиком критерию (например, выручке) и закрепленному в учетной политике.

2. Повышение предельного размера инвестиционного вычета:

по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – с 15 до
20 процентов их первоначальной стоимости;

по машинам и оборудованию, по транспортным средствам – с 30 до 40 процентов их первоначальной стоимости.

Предоставление возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства и пусковых комплексов (обеспечит равные условия применения инвестиционного вычета вне зависимости от способа строительства).

Конкретизация порядка применения инвестиционного вычета в случаях, когда приобретение (создание) основных средств осуществляется частично за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования.

3. Закрепление закрытого перечня расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации, с отнесением иных видов рекламных расходов в состав прочих нормируемых затрат.

4. Устанавливается возможность учитывать стоимость фактического использования топливно-энергетических ресурсов на производственные нужды и общехозяйственные цели на основании документов бухгалтерского учета с одновременным сохранением нормирования руководителем организации стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, а также оплаты зарядки электромобилей на зарядных станциях.

5. Учитывать при налогообложении прибыли расходы организации на безвозмездную передачу товаров (работ, услуг), произведенные за счет собственных средств организации,
и возникающие вследствие принятых государственными органами решений, а также по условиям аукционов.

6. Предоставление нанимателям права включать отчисления, производимые профсоюзным организациям в рамках коллективных договоров или отдельных соглашений, заключенных между ними, во внереализационные расходы в размере не более 0,15 процента от фонда заработной платы.

7. Освобождаются (на трехлетний период) от налога на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом) организациями, использующими труд инвалидов.

8. Предоставление права местным Советам депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.

Подоходный налог

1. Сближение подходов при исчислении подоходного налога и обязательных страховых взносов в ФСЗН (скорректированы перечни доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, а также доходов, освобождаемых от подоходного налога).

2. Установление порядка налогообложения средств от реализации продукции растениеводства, животноводства, пчеловодства, выращенной (произведенной) на личном приусадебном участке в случае, если такие средства указываются физическими лицами в качестве источников доходов в рамках проверок в сфере декларирования доходов и имущества.

Для такой категории физлиц предлагается установить предел дохода в размере 200 базовых величин в год, который освобождается от подоходного налога (аналогичен пределу, установленному для освобождаемых от налогообложения доходов, полученных от ремесленной деятельности и деятельности по агроэкотуризму, – 100-кратный размер сбора за год, который составляет 2 базовые величины).

На аналогичных основаниях вводится налогообложение подоходным налогом в размере 10 процентов доходов, полученных от реализации и сдачи лекарственных растений, ягод, грибов, орехов и другой дикорастущей продукции (при их указании в пояснениях об источниках доходов в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество либо произведены иные расходы).

3. Введение повышенной ставки подоходного налога в размере
20 процентов:

- в отношении заработной платы в «конвертах», полученной физическими лицами с 1 января 2022 года;

- в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 года;

- при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

4. Введение для организаций обязанности по ежеквартальному представлению налоговых деклараций по подоходному налогу с отражением сумм исчисленного и удержанного подоходного налога (автоматизация контроля).

5. Индексация льгот и вычетов по подоходному налогу на прогнозный индекс темпа роста номинальной заработной платы.

Налог на недвижимость

  1. Отмена льготы по налогу на недвижимость, предоставляемой физическим лицам в отношении одной принадлежащей им квартиры.

То есть, фактически установление налога на недвижимость на квартиры в размере 0.1%

2. Соответственно, отмена ставки налога на недвижимость в размере 0,2 процента, применяемой при расчете налога на недвижимость физическим лицам, которым принадлежат две и более квартиры.

3. Предоставление льготы по налогу на недвижимость в отношении жилых домов, принадлежащих  пенсионерам, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям, лицам, признанным недееспособными, вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица.

4. Использование для целей налогообложения с 2022 года единого метода определения стоимости объектов недвижимости физических лиц – на основании базовой расчетной стоимости 1 квадратного метра типового здания и сооружения (сегодня 4 способа), а также новую расчетную стоимость 1 квадратного метра типового здания и сооружения.

5. Переход к вручению извещений и уплате налога на недвижимость физическими лицами по окончании налогового периода (сегодня – в текущем году).

По расчетам Минфина, сумма налога на недвижимость в г. Минске за квартиру общей площадью 60 кв.м составит около 50 рублей.

Земельный налог

1. Установление с 1 января 2023 г. повышающего коэффициента 3,0 к ставке земельного налога по земельным участкам, выделенным для строительства объектов. Такой коэффициент предлагается применять в течение периода, превышающего три года с даты выделения земельного участка для строительства, до государственной регистрации построенных зданий.

В настоящее время количество таких земельных участков составляет: у организаций – 5 958, у физических лиц – 130 613.

2. Освобождение от земельного налога на трехлетний период земельных участков общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений, занятых помимо принадлежащих им объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обслуживания, образования, культуры и искусства также иными объектами.

3. Применение льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилыми домами, принадлежащими  пенсионерам, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям, лицам, признанным недееспособными, вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица.

4. Предоставление (по аналогии с налогом на недвижимость) льготы по земельному налогу только в отношении одного земельного участка из принадлежащих физическим лицам (освобождать тот земельный участок, кадастровая стоимость 1 квадратного метра которого больше).

5. Переход (по аналогии с налогом на недвижимость) к вручению извещений и уплате земельного налога физическими лицами по окончании налогового периода (в настоящее время – в текущем году).

Экологический налог

1. Установление упрощенного порядка взыскания задолженности с собственников отходов производства, умышленно уклоняющихся от подписания актов сверки с владельцами объектов захоронения отходов, путем отмены обязательного составления актов сверки расчетов для возможности взыскания задолженности по уплате экологического налога за захоронение отходов производства налоговыми органами.

2. Урегулирование вопросов исчисления сумм экологического налога за захоронение отходов производства, подлежащих уплате по результатам проверок собственников отходов производства, и порядка перечисления ими этого налога в бюджет.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Установление единой ставки налога за добычу общераспространенных полезных ископаемых, добываемых на внутрихозяйственных карьерах, вне зависимости от того, наибольшее содержание какого полезного ископаемого (глина, песок, валунно-гравийно-песчаная смесь) преобладает в добытом объеме полезных ископаемых.

Такая ставка, предусмотренная проектом Закона, определена путем усреднения действующих ставок налога, установленных для добычи глины, песка строительного для иного использования и валунно-гравийно-песчаной смеси для иного использования с корректировкой на индекс роста потребительских цен на 2022 год.

Налог при УСН – с 2022 года

1. Исключение с 1 января 2022 г. индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги (за исключением отдельных сфер оказания услуг, направленных на удовлетворение, как правило, личных, бытовых нужд граждан) из категории плательщиков, применяющих УСН. Кроме того, из числа плательщиков УСН предлагается исключить нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро.

Предлагается сохранить возможность применения УСН в 2022 году для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сферах туризма, здравоохранения, по общественному питанию, по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов, а также по деятельности сухопутного транспорта.

2. Снижение критерия численности для целей применения УСН (до 50 человек).

3. Упразднение УСН с НДС.

4. Повышение ставки УСН до 6 процентов.

5. Исключение возможности применения УСН в случае сдачи в аренду, предоставления в иное возмездное пользование имущества с привлечением комиссионера (поверенного) или иного посредника.

6. Запрет на применение УСН организациями, реорганизованными путем присоединения другой организации в случае, если:

валовая выручка присоединенной организации за период применения ею УСН в календарном году, на который приходится дата внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенной организации, превысила предельную величину, действующую для применения УСН;

валовая выручка присоединенной организации, являвшейся плательщиком на 31 декабря налогового периода, предшествовавшего календарному году, на который приходится дата присоединения, превысила за этот налоговый период предельную величину, действующую для применения УСН.

С 2023 года

1. Полное исключение индивидуальных предпринимателей из числа плательщиков налога при УСН.

2.  Введение кассового метода отражения выручки для определения объекта налогообложения (включение в налоговую базу всех поступлений на расчетный счет и в кассу, в том числе авансов и предоплат, за исключением узкого перечня поступлений: полученных займов, ошибочно зачисленных и возвращаемых денежных средств, вкладов в уставный фонд, сумм возмещения, не относящихся к коммерческой деятельности).

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (единый налог)

1. Сокращение перечня видов деятельности, осуществляемых индивидуальными предпринимателями с уплатой единого налога.

Справочно. Предлагается исключить применение единого налога при: реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг; осуществлении дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 Кодекса; осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта; осуществлении общественного питания.

2. Расширение перечня видов деятельности, которые возможны к осуществлению самозанятыми лицами с уплатой единого налога.

Предлагается включить в него услуги учителя-дефектолога, ландшафтное проектирование, курьерскую деятельность (деятельность по доставке товаров, посылок, пакетов), чистку салонов транспортных средств, содержание могил и уход за ними, аренду, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипедов, коньков, туристического снаряжения и пр.).

Сбор за осуществление ремесленной деятельности

1. Ставка сбора установлена в белорусских рублях и проиндексирована на прогнозный индекс роста потребительских цен на 2022 год.

2. Сохраняется действие сбора после 2022 года «параллельно» с налогом на профессиональный доход.

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

1. Ставка сбора установлена в белорусских рублях за каждую агроэкоусадьбу за месяц.

2. Исключение сельскохозяйственных организаций из числа плательщиков сбора.

Налог на профессиональный доход

1. Введение с 1 января 2023 г. для самозанятых граждан, то есть физических лиц, имеющих профессиональный доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают физических лиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам, а также доход от использования имущества, налога на профессиональный доход (НПД).

2. Уплата НПД будет осуществляться посредством приложения «Налог на профессиональный доход» – программного обеспечения Министерства по налогам и сборам, применяемого с использованием смартфона или компьютера (включая планшетный), подключенного к сети Интернет.

3. Уплата НПД заменит уплату подоходного налога с физических лиц и иных налогов, взимаемых с доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности.

Уплата сбора не будет заменять уплату НПД в части взносов в ФСЗН для лиц, признаваемых плательщиками взносов в ФСЗН.

Физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, будут вправе в отношении этой деятельности применять НПД.

4. Ставки НПД устанавливаются в следующих размерах:

- при работе с физическими лицами, а также юридическими лицами - нерезидентами – 10 процентов от выручки.

- при работе с организациями - резидентами – ставка в размере
10 процентов будет применяться при сумме выручки до 60 тысяч рублей, в случае превышения этого значения ставка будет составлять
20 процентов.

5. Уплата НПД в бюджет будет осуществляться ежемесячно,
не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный месяц). Представление налоговых деклараций по НПД не предусматривается.