Ограничение надбавок к ценам и другие меры госрегулирования: Постановление Совмина № 713.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ COBETA МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 октября 2022 г. № 713

О системе регулирования цен

              Во исполнение пункта 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 10 «О недопустимости роста цен», на основании части первой пункта 21 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

         1. Ввести регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь, указанные в перечне согласно приложению 1 (далее — потребительские товары).

         2. Производители согласовывают повышение отпускных цен на потребительские товары (установление отпускных цен на новые товары), за исключением случаев, предусмотренных   в пункте 3   настоящего   постановления,   в соответствии с законодательством об административных процедурах в следующем порядке:

         республиканские унитарные предприятия, учреждения, хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) входящие в состав государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, — с соответствующими государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в подчинении (составе, системе) которых находится (входит) такое унитарное предприятие, учреждение или хозяйственное общество либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозяйственного общества, находящиеся в собственности Республики Беларусь, либо с созданными указанными государственными органами (организациями) комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций;

         организации, входящие в систему Управления делами Президента Республики Беларусь, — с Управлением делами Президента Республики Беларусь либо созданной им комиссией;

         организации потребительской кооперации — с Белорусским республиканским союзом потребительских обществ либо созданной им комиссией с участием представителя профсоюзной организации;

         организации, входящие в состав холдинга с участием государства, — с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится управляющая компания холдинга, либо с созданной им комиссией;

         другие   юридические   лица   и индивидуальные   предприниматели — с соответствующими облисполкомами, Минским горисполкомом по месту государственной регистрации либо с созданными ими комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций.

         Основаниями для отказа в согласовании отпускных цен на потребительские товары в соответствии с частью первой настоящего пункта являются:

         непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;

         наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;

         недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар.

         3. Не требуется согласования отпускных цен производителями потребительских товаров в случаях:

         3.1. истечения сроков проведения мероприятий, направленных на продвижение потребительских товаров (акции, скидки и другое), определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий, при условии установления отпускных цен на уровне, действовавшем до проведения указанных мероприятий;

         3.2. поставки потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или изменения условий поставки потребительских товаров при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в силу настоящего постановления, в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках;

         3.3. повышения декларируемых, фиксированных, предельных цен (тарифов), регулируемых государственными органами (организациями), на материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие и другое) и (или) услуги, фактически использованные при производстве потребительских товаров, а также ставок налогов и иных обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции, пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом данных расходов в себестоимости продукции;

         3.4. установления отпускных цен на новые потребительские товары* при условии применения норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10 процентов.


Для целей настоящего пункта под новыми потребительскими товарами понимаются:

новая продукция (впервые произведенная продукция) — продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

новый вид продукции— продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки (обработки).


         4. Согласование отпускных цен в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления осуществляется в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления документов, а для потребительских товаров со сроком хранения 30 дней и менее — не более пяти рабочих дней.

         Государственные органы (организации) или созданные ими комиссии, указанные в пункте 2 настоящего постановления, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения      о согласовании           отпускных            цен                  информируют о нем               Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее — MAPT) по определенной им форме.

         Предоставить право MAPT вносить государственным органам (организациям) или созданным                   ими      комиссиям,     указанным                  в пункте 2            настоящего     постановления, обязательное для выполнения предписание о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных      цен                 в случае          невыполнения             установленного          параметра по индексу потребительских цен.

         Государственные органы (организации) или созданные ими комиссии одновременно с признанием утратившим силу решения, принятого в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, принимают и направляют производителю обязательное к выполнению решение об отмене повышенной отпускной цены и необходимости приведения на дату получения этого решения повышенной отпускной цены в соответствие с уровнем, действовавшим до ее повышения.

         5. Отпускные цены на потребительские товары иностранного производства, предназначенные для дальнейшей продажи на территории Республики Беларусь, устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями — импортерами (далее — импортеры).

         Отпускные цены на потребительские товары формируются импортерами исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по обязательному страхованию с применением предельной максимальной надбавки импортера.

         Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату оприходования товара импортером.

         Контрактные цены на импортируемые товары должны быть обоснованы. При обосновании контрактной цены должны использоваться результаты изучения конъюнктуры рынка с указанием критериев выбора товара, коммерческие и (или) финансовые условия поставки товаров. Обоснование контрактной цены является неотъемлемой частью экономических расчетов.

         Государственный таможенный комитет организовывает мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его основании обеспечивает представление в MAPT еженедельно, не позднее вторника, следующего за отчетной неделей, диапазона стоимости ввозимых потребительских товаров.

         6. Республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому обеспечивать поставку на внутренний рынок отечественных товаров под полную потребность, при необходимости вносить в установленном порядке предложения о введении мер ограничения экспорта.

         7, Министерство сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с MAPT регулирует цены на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, рожь (продовольственную), пшеницу (продовольственную), сахарную свеклу, caxap, муку, масло сливочное, яйцо куриное, поставляемые для переработки, путем установления предельных максимальных цен.

         8. Порядок планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования устанавливается совместным нормативным правовым актом MAPT, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты по согласованию с Национальным статистическим комитетом.

         Отраслевые особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции могут устанавливаться республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

         9. Производители, импортеры, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительные организации*:

         составляют экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на потребительские товары, с расшифровкой статей затрат в соответствии с порядком планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, указанным в пункте 8 настоящего постановления, утверждаемые руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем, и хранят данные расчеты и подтверждающие документы на бумажных носителях и (или) в электронной форме, в том числе на материальных носителях;

         могут предоставлять оптовые скидки с отпускных цен в размере не более 10 процентов. Иные скидки предоставляются в случаях и порядке, определенных законодательством о ценах и ценообразовании.


         Для целей настоящего постановления под заготовительными организациями понимаются юридические лица, имеющие сеть приемозаготовительных пунктов, осуществляющие закупку (в том числе в сельской местности), у населения, субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, нескольких видов продукции (растениеводства, животноводства, дикорастущей и прочей продукции (сырья), осуществляющие ее хранение и(или) реализацию, ведущие ведомственную отчетность по закупке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья. При этом удельный вес закупок у населения должен составлять не менее 35 процентов (нарастающим итогом с начала года) в общем объеме заготовительного оборота организации.


         Субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительные организации устанавливают цены на продукцию, закладываемую в стабилизационные фонды, закупаемую у населения, исходя из цены закупки (затрат на производство), расходов по заготовке, хранению и транспортировке продовольственных товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, и норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цену.

         10. Отпускные цены на потребительские товары, вырабатываемые из давальческого сырья и предназначенные для реализации на территории Республики Беларусь, формируются собственником сырья исходя из стоимости сырья, расходов, связанных с его приобретением и переработкой, установленных налогов и обязательных платежей, прибыли с учетом ограничений, предусмотренных законодательством, и не выше уровня отпускных цен, сформированных производителем на аналогичные товары, изготовленные из собственного сырья, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

         В случае невозможности соблюдения ограничений, установленных в части первой настоящего пункта, собственник сырья осуществляет согласование отпускной цены в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.

         11. Предельные максимальные надбавки импортеров, предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на потребительские товары применяются в значениях, установленных в приложении 1.

         К отпускным ценам производителей (импортеров), субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительных организаций, физических лиц применяются предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), указанные в приложении 1.

         При приобретении товаров по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке, субъекты торговли имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен.

         Субъекты торговли реализуют потребительские непродовольственные товары, переданные им по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортером) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1.

         12. В товарно-транспортной накладной и товарной накладной указываются сведения, связанные с установлением цен на потребительские товары:

         отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая);

         оптовая надбавка;

         иная информация о структуре цены в соответствии с порядком заполнения товарно- транспортной накладной и товарной накладной, определенным Министерством финансов.

         13. Перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, включающий группы (подгруппы), виды товаров и количество их разновидностей (модели, размеры, иные характеристики товаров при наличии), разрабатывается и утверждается субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю, в соответствии с требованиями законодательства и подлежит согласованию с районным, городским исполкомом (кроме г. Минска), администрацией района г. Минска, государственным учреждением            «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту расположения торгового объекта в порядке, определенном MAPT.

         Основаниями для отказа в согласовании перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, являются:

         непредставление        заявителем     документов    и (или) сведений,        предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;

         наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;

         несоответствие перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, определенным законодательством требованиям;

         наличие рисков невыполнения Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

         14. С 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (бартер, мена, зачет, новация, отступное), за исключением:

         внешнеторговых операций;

         операций        между организациями,          входящими     в созданный   в установленном законодательством порядке холдинг;

         согласования  операции        государственным       органом          (организацией),          указанным в пункте 2 настоящего постановления.

         Основаниями  для отказа       в согласовании           операций,       указанных      в части первой настоящего пункта, являются:

         непредставление        заявителем     документов    и (или) сведений,        предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;

         наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;

         недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.

         15. При поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, в организации розничной торговли, субъектам торговли и производителям запрещается* установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика товаров определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением комиссионного вознаграждения при реализации непродовольственных товаров в порядке, определенном в части четвертой пункта 11 настоящего постановления.

         Договоры, предусматривающие поставку товаров, произведенных в Республике Беларусь, иные гражданско-правовые договоры, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, заключенные до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными в части первой настоящего пункта, в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.


Запрет распространяется также на действия лиц, входящих с субъектами торговли или поставщиками потребительских товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, созданных в установленном законодательством порядке.


         16. Цены на остатки потребительских товаров должны быть приведены в течение пяти рабочих дней в соответствие с настоящим постановлением:

         субъектами торговли — путем применения к цене приобретения потребительского товара оптовых надбавок, торговых надбавок (без учета оптовой надбавки), не превышающих указанных в приложении 1;

         импортерами — путем применения надбавок импортера, не превышающих указанных в приложении 1.

         Не допускаются:

         увеличение надбавок импортера, оптовых надбавок, торговых надбавок, применяемых на дату вступления в силу настоящего постановления на уровне ниже, указанного в приложении 1, до полной реализации остатков потребительских товаров, цены импортера и оптовые (розничные) цены на которые сформированы с применением таких надбавок;

         нарушение установленного режима работы торгового объекта.

         Дооценка субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, остатков потребительских товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров не производится.

         17. Установить, что:

         Председатель Комитета государственного контроля, его заместители, председатели комитетов государственного контроля по областям вправе приостанавливать деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или принадлежащих им объектов, в том числе торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов, в случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции Комитета государственного контроля;

         Министр антимонопольного регулирования и торговли, председатели облисполкомов и Минского горисполкома вправе приостанавливать деятельность торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов в случае выявления по результатам их проверки нарушений законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, в том числе несоблюдения перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, согласованного в соответствии с пунктом 13 настоящего постановления.

         Приостановление в соответствии с настоящим пунктом деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или принадлежащих им объектов, в том числе торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов, осуществляется в порядке, определяемом соответственно Комитетом государственного контроля, MAPT, облисполкомами и Минским горисполкомом.

         Наделить областные (Минский городской), городские, районные исполкомы, местные администрации правом на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании в следующих формах:

         выборочные проверки;

         внеплановые проверки (в том числе внеплановые тематические оперативные проверки);

         меры профилактического и предупредительного характера.

         При внеплановых тематических оперативных проверках контролирующими органами, уполномоченными на их проведение, могут проверяться вопросы соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о ценах и ценообразовании.

         19. Протоколы об административных правонарушениях по статье 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица областных (Минского городского), городских, районных исполкомов, администраций районов в городах, а рассматривать дела о данных административных правонарушениях — административные комиссии районного (городского) исполкома, администрации района в городе.

         20. Нарушение определенного в пункте 2 настоящего постановления порядка согласования отпускных цен является нарушением установленного порядка регистрации цен.

         21. Неуказание или указание недостоверных сведений, перечисленных в пункте 12 настоящего постановления, при составлении (оформлении) товарных, товарно- транспортных накладных влечет наложение штрафа на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в размере до 10 процентов суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

         Предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в части первой настоящего пункта, уполномоченным на то должностным лицам органов Комитета государственного контроля, MAPT, областных (Минского городского), городских, районных исполкомов, администраций районов в городах, а рассматривать дела о данных правонарушениях — органам Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), административным комиссиям районного (городского) исполкома, администрациям района в городе, экономическим судам областей (г. Минска).

         22. Требования пункта 2 настоящего постановления не распространяются на установление (формирование) и (или) применение отпускных цен на потребительские товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством государственными органами (организациями) путем установления фиксированных, предельных максимальных цен, декларирования цен.

         23. Требования настоящего постановления не распространяются на отношения, связанные с реализацией:

         товаров юридическим лицам, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для их последующей реализации в таких магазинах, а также с реализацией этих товаров в магазинах беспошлинной торговли. При реализации таких товаров в раздел I «Товарный раздел» накладной TTH-1, накладной TH-2 и приложения к ним вносится запись «Для реализации в магазинах беспошлинной торговли»;

         товаров, используемых в процессе производства, за исключением товаров, указанных в пункте 7 настоящего постановления;

         продукции общественного питания;

         продукции военного назначения, в том числе реализуемой по государственному оборонному заказу, а также на отношения по производству указанной продукции;

         товаров, бывших в употреблении.

         24. Внести изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению 2.

         25. Признать утратившими силу:

         постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214 «О регулировании цен»;

         постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2022 г. № 350 «Об изменении           постановления Совета Министров     Республики    Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214»;

         постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 669 «О временных мерах по стабилизации цен»;

         постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 693 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 669».

         26. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому в десятидневный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

         27. Предоставить право разъяснять вопросы применения:

         подпункта 3.4 пункта 3, пункта 10 настоящего постановления — Государственному комитету по стандартизации и MAPT в соответствии с компетенцией;

         иных положений данного постановления — MAPT в соответствии с компетенцией.

         28. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:

         абзац второй пункта 9 — с 1 ноября 2022 г.;

         пункт 13 — с 10 ноября 2022 г.;

         иные положения — со дня принятия настоящего постановления.

 

Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь                                                                  Н. Снопков

 

Перечень_товаров.pdf