Несомненно, когда речь заходит о налоговых изъятиях из финансового результата – прибыли предприятия, это достаточно придирчиво и с опаской воспринимается представителями бизнес-сообщества.
Если сравнивать механизмы исчисления налога на прибыль и НДС, то на фоне НДС, имеющего достаточно сложный, а порой откровенно запутанный механизм исчисления, механизм исчисления налога на прибыль смотрится проще. Несмотря на это, поделиться с госбюджетом частью дохода, который заработан порой с большими усилиями, наоборот, непросто. Любая корректировка налога на прибыль для собственника весьма принципиальна и значима по своей сути. Поэтому на первый план выходит вопрос «качества» изъятия.
На наш взгляд, проект НК-2019 (далее – проект) для налога на прибыль – наиболее ощутимый в последние годы шаг в сторону экономических интересов субъектов хозяйствования, в первую очередь за счет либерализации подходов к формированию налоговых затрат.
Обозначим основные направления такой либерализации.
Инвестиционный вычет
Инвестиционный вычет сегодня по сути уже устоявшийся и главный механизм налогового стимулирования капвложений.
До сих пор немало приверженцев так называемой льготы по капвложениям считают, что именно старый вариант налогового стимулирования инвестиций был наиболее понятен и справедлив.
В проекте НК-2019 размер такого вычета ощутимо увеличен: согласно ст. 170 проекта плательщик вправе применить инвестиционный вычет по:
– зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 15% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию), ранее было – не более 10%;
– машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 30% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию), ранее – не более 20%.
Прорыв в формировании налоговых затрат
Как «повернется» на практике эксперимент с «одним процентом», сказать сложно, однако впервые появляется возможность уменьшения налоговой прибыли на сумму проблемных и «пограничных» затрат, т.е. затрат, связь которых с деятельностью организации доказать порой сложно.
Так, в пределах 1% от выручки планируется относить в состав налоговых затрат:
– выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:
вознаграждений по итогам работы за год, выплат, носящих характер вознаграждения по итогам работы за год;
единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлен и (или) законодательством предоставлено право их повышения (установления), в размерах, предусмотренных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в превышающих минимальный размер;
единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление;
оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Настоящее положение распространяется в т.ч. на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков;
– расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий;
– вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета);
– представительские расходы;
– затраты по транспортировке (доставке) работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
– затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
– компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства;
– членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей (союзы, ассоциации);
– проценты по просроченным платежам по займам и кредитам;
– расходы на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения рекламных игр, иное имущество (товары, работы, услуги), предназначенные для выдачи (предоставления) победителю (победителям), направленные в призовой фонд при проведении рекламной игры.
Учет реалий при нормировании затрат
Институт нормирования налоговых затрат – явление неординарное, подвергавшееся критике со стороны бизнеса. Успехом взаимодействия государства и бизнеса при разработке проекта НК следует считать включение в НК норм, позволяющих учитывать реалии хозяйственной жизни организаций.
При отсутствии, например, норм естественной убыли, технологических потерь и т.п. будут применяться полномочия собственника на регулирование таких расходов.
Так, согласно ст. 171 проекта нормируются, в частности:
– затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. Однако при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленного их заводом-изготовителем, а при отсутствии и таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента их утверждения в нормативном правовом акте в установленном порядке;
– потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и реализации материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством. Но при отсутствии таких норм естественной убыли затраты принимаются в пределах норм, установленных собственником унитарного предприятия, или общим собранием участников хозяйственного общества, или лицом, ими уполномоченным.
Таким образом, фактически планируется наличие 3 групп «учитываемых» затрат:
– безусловно учитываемые при налогообложении (при их непосредственной связи с производственной деятельностью);
– нормируемые;
– прочие (правило «одного процента»).
Дивидендная политика
Заслуживает серьезного внимания изменение фискальной дивидендной политики, причем в интересах собственников.
Так, в отличие от действующей в настоящее время единой ставки налога на прибыль по дивидендам в размере 12% планируется ее дифференцировать в зависимости от направления прибыли.
Согласно ст. 184 проекта ставка налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение:
– 3 предшествующих календарных лет прибыль не распределялась между участниками (акционерами) организации, а направлялась на развитие организации, устанавливается в размере 6%;
– 5 предшествующих календарных лет прибыль не распределялась между участниками (акционерами) организации, а направлялась на развитие организации, устанавливается в размере 0%.
Подводя итог краткому обзору, отметим, что те новации, которые предусмотрены в отношении налога на прибыль, – не «копеечны», а достаточно ощутимы и, что важно, действительно ориентированы на интересы субъектов хозяйствования – налогоплательщиков.
Автор публикации: Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел», член специальной межведомственной рабочей группы для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса