На горизонте — налоговая реформа

Корректировка Налогового кодекса выходит на финишную прямую, но впереди налоговая реформа. Чтобы не проводить ее галопом, подготовку нужно начинать уже сейчас.

В короткий срок, который был отведен для доработки одного из ключевых экономических правовых актов, сделано немало, хотя за скобками осталось много важных вопросов. Введены довольно либеральные базовые принципы налогообложения. Более уравновешенными стали права и обязанности участников налоговых правоотношений. Уточнены отдельные детали исполнения налоговых обязательств.

Сделаны шаги в сторону упрощения многих норм Особенной части Налогового кодекса, сближения бухгалтерского и налогового учета. Внесены коррективы в проблемные нормы НДС, налога на прибыль, подоходного налога. Однако еще остались вопросы к редакции положений, касающихся ключевых налогов: не все «практично» с налоговыми затратами, остается обреченно специфичным НДС.

Как сейчас становится понятно, найти ответы на эти вопросы должна налоговая реформа, которую планируется провести через два-три года. Если мы не хотим, чтобы она проводилась в темпе галопа, начинать предметно заниматься ею нужно уже сейчас, в том числе необходимо определить круг специалистов и сочувствующих (это не должен быть всенародный форум).

Нет никаких сомнений в том, что важнейшим для субъектов хозяйствования будет вовсе не вопрос механизма распределения налоговых поступлений между бюджетами, а виды налогов и их место в общей структуре платежей. На стадии корректировки Налогового кодекса обсуждалось несколько относительно радикальных идей, которые, судя по всему, и могут лечь в основу грядущей налоговой реформы. Это усиление роли косвенного налогообложения, а точнее НДС, введение единого имущественного налога и замена отчислений в ФСЗН социальным налогом.

В качестве действительно радикальной альтернативы выдвигается тезис об отмене НДС и введении налога с розничных продаж, сохранении акцизов и «плоского» подоходного налога. Остальные налоги должны кануть в Лету.

Наверное, можно допустить и комбинации из разных налоговых наборов. Однако, на мой взгляд, прежде чем что-либо выбирать, стоит задуматься над некоторыми, пусть и небесспорными, небессмысленными вещами.

Во-первых, важно помнить, что налоги вторичны по сравнению с базовыми экономическими отношениями. Налоговая система встраивается в них, а уже потом становится внутренним регулятором. Исходя из этого, мы сначала должны ответить на вопрос: какой будет экономическая архитектура через три года с учетом стремительно изменяющихся внешних факторов?

Во-вторых, следует определить, нужно ли на кого-то ориентироваться, выстраивая свою налоговую систему, и если нужно, то на кого. В последние годы Евросоюз озабочен исключительно борьбой с отмыванием денег, в том числе путем оптимизации налогообложения. Последняя признается чуть ли не преступлением, а налоговых оптимизаторов и планировщиков уже практически обязывают «стучать» на самих себя в соответствующие евроорганы. Еще недавно восхваляемые безналоговые гавани теперь и вовсе оплот безобразий.

Наконец, продолжается вечный неравный бой с НДС, точнее с уклонением от его уплаты. Для этого задействуются чуть ли не киберспецназсредства. Старая добрая шестая директива ЕС об НДС сжигает саму себя, а огромные средства выделяются на создание новых, еще более совершенных залповых систем. Все это напоминает истерию, но никак не улучшение налогообложения и вдумчивую работу над гармонизацией налоговых систем.

В неменьшей степени меня удивляет и безоговорочная оглядка на опыт друзей по ЕАЭС — России и Казахстана. Да, членство в ЕАЭС обязывает, но вряд ли уместно говорить о слепом копировании их налоговой структуры, ставок, каких-либо налоговых проектов в условиях совершенно различных масштабов, структур и принципов экономики, не говоря уже о географическом положении.

Пусть это прозвучит банально, но, на мой взгляд, когда речь идет о налогах, уместнее выбрать золотую середину: не чрезмерная осторожность и оглядка на всех и вся, но взвешенность. Да, брать лучшее, отбрасывать поверхностное и надуманное, но только не впадать в крайности самобытности или, напротив, восторженного копирования.

Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель директора ООО «Даксин Глобал Бел», член специальной межведомственной рабочей группы для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса

Источник