МНС разъяснило применение норм Указа № 512: перерасчет арендной платы; предоставление налоговых льгот; отнесение на расходы и другое.

МIНIСТЭРСТВА

ПА ПАДАТКАХ I ЗБОРАХ

РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

вул. Савецкая, 9, 220010, г. Мiнск

gnk@mail.belpak.by

тэл. 8 (017) 229 79 12, 229 79 13, факс 222 66 87

 

МИНИСТЕРСТВО

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ул. Советская, 9, 220010, г. Минск

gnk@mail.belpak.by

тел. 8 (017) 229 79 12, 229 79 13, факс 222 66 87

     18.01.2021______2-2-13/00095_

на № _________________ ад _______________

Инспекции Министерства

по налогам и сборам

Республики Беларусь

по областям и г. Минску

(направляется по СМДО)

О применении норм Указа

Президента Республики

Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г.                     № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»          (далее – Указ № 512) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»          (далее – Указ № 143).

Предоставление рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин).

В соответствии с предписаниями подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 512, а также исходя из периодов и сроков, указанных в названном подпункте, местные органы власти в 2021 году вправе предоставить только рассрочку уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее - арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Такая рассрочка предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, утвержденный Указом № 143 с учетом дополнений, внесенных Указом № 512, а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа № 143.

В целях реализации положений Указа № 512 инспекциям МНС по районам, городам, районам в городах необходимо обеспечить взаимодействие с местными органами власти по оперативному предоставлению им сведений о суммах платежей, в отношении которых субъекты хозяйствования могут претендовать на получение рассрочки, в том числе по уплаченным (частично уплаченным) платежам. При этом информация представляется об исчисленной сумме платежей по срокам уплаты, приходящимся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Предоставление льгот по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, Минского городского Совета депутатов, местных исполнительных комитетов (далее - местные органы власти), администраций свободных экономических зон.

При этом, уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 в редакции Указа № 512 производится на основании принятых в течение II-IV кварталов 2020 года решений местных органов власти, администраций свободных экономических зон.

Применение преференций по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки на основании подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 до внесения изменений Указом № 512 ограничивалось III кварталом 2020 года.

С учетом того, что решения местных органов власти, администраций свободных экономических зон в IV квартале 2020 года не принимались, преференции, установленные подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143, в IV квартале 2020 года не применяются.

Зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.

Особенности исчисления НДС, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), обусловленные продлением моратория на увеличение базовой арендной величины.

Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года. Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г.

При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.

Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.

Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).

По общему правилу, установленному частью второй пункта 13 статьи 168 НК, в целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.

Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК. К таким исключениям относятся, в частности, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.

Учитывая изложенное, при пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году.

Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512, руководствуясь положением абзаца девятого пункта 5 статьи 326 НК, уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.

Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.

Особенности определения момента фактической реализации по НДС.

            Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.

Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 или пунктом 11 Указа № 143, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.

Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.


Учет при исчислении налога на прибыль выплат работникам.

Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:

  • предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);
  • освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).

С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.

Заместитель Министра                                                 Э.А.Селицкая                                  

Наши услуги: