Потенциальные возможности использования новой технологии блокчейн крайне многочисленны, но сам процесс очень сложен. В действительности, применение блокчейн требует от компаний не только адаптации существующих бизнес-модели, но и часто необходимости полностью переосмыслить свой бизнес.
К сожалению, полная коммерческая эксплуатация блокчейна зависит от решения определенных регуляторных и технологических вопросов, таких как конфигурирование распределенных регистров в соответствии с положениями Общего регламента по защите данных, обновленного 27 апреля 2018 года Европейским союзом. В связи со сложностью вопроса, остается неизвестным, будет ли распространение блокчейна таким же стремительным, как и универсализация Интернета в 1990-х годах.
Несмотря на эти проблемы, существует много интересных потенциальных применений технологии блокчейн. Благодаря возможности прямого обмена между полностью зашифрованными, самоуправляющимися сетями, блокчейн позволяет отдельным агентам обойти традиционных рыночных посредников. Это означает, что многие услуги смогут отказаться от промежуточных агентов, что создает как угрозу, так и возможность для компаний.
В 2016 году был создан Linux Foundation, Hyperledger - совместное предприятие для ускорения внедрения технологий блокчейн в различных отраслях. В состав Hyperledger входят такие крупные финансовые компании, как ABN Amro, American Express, BNP Paribas и JP Morgan, а также многие другие. Следуя сигналу растущего интереса корпоративного сектора к блокчейну, венчурные компании вложили 1,2 миллиарда долларов в стартапы, связанные с блокчейнами, в 2013-2016 годах. По оценкам McKinsey & Company, в 2019 году ежегодные инвестиции банковской отрасли в технологии блокчейн достигнут 400 миллионов долларов.
Поэтому компании среднего бизнеса должны учитывать корпоративную активность и действовать прямо сейчас. К счастью, в то время как IBM и другие крупные многонациональные компании возглавляют разработку и коммерциализацию блокчейна, технология имеет и существенные перспективы для использования в небольших масштабах. Например, технология блокчейн обещает усилить конкурентоспособность компаний среднего бизнеса, действующих на глобальных рынках. Для компаний среднего размера, взаимодействующих с географически удаленными покупателями и поставщиками, блокчейн позволяет подтвердить подлинность происхождения товара и целостность первичных материалов. Блокчейн также дает возможность средним предприятиям присоединять уникальные «цифровые маркеры» к продуктам и услугам, проходящим через цепочки поставок. Чтобы понять все преимущества этой технологии, компании среднего бизнеса должны смотреть на бизнес-модель P2P. В этой модели отдельные члены цепочки взаимодействуют напрямую без необходимости привлекать посредников.
Таким образом, технологию блокчейн невозможно игнорировать субъектам малого и среднего бизнеса и лучше начинать ее изучать и внедрять уже сейчас, чтобы не было слишком поздно.