В Беларуси вновь создается Аудиторская палата: зачем, почему в ней будет «смешанный контроль», кто будет оценивать качество работы аудиторов, за что могут исключить и как избежать конфликта интересов? На эти вопросы в интервью отвечает партнер компании «Даксин Глобал Бел» Алексей Евдокимович.
-- Алексей, зачем понадобилось создавать Аудиторскую палату в Беларуси, после того, как она была ликвидирована почти 20 лет назад?
-- Сейчас профессиональное аудиторское сообщество очень активно включено в создание Аудиторской палаты. Это вызвано, в первую очередь, стремлением решить проблемы в области аудита, которые не новы: вопросы качества оказанных услуг, необоснованный демпинг со стороны некоторых участников рынка как основная причина низкого качества и прочее. Сегодня необходимо признать, что аудиторы работают бессистемно, так как отсутствует единая площадка для установления единых правил ведения аудиторского бизнеса, фактически имеющиеся три профобъединения (Союз Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров, Ассоциация аудиторских организаций, Ассоциация профессиональных аудиторов) хоть стремятся заполнить этот вакуум общения, но с учетом небольшого размера нашей страны, необходим единый орган саморегулирования.
Следует также признать, что Министерство финансов для решения этих проблем нуждается в увеличении ресурсов, в первую очередь профессиональных. Поэтому логичным шагом будет делегирование некоторых полномочий от государства самому аудиторскому сообществу в лице Аудиторской палаты. И хочется надеяться, что новая палата не будет повторять ошибки своего предшественника, как это было 20 лет назад, а станет действительно эффективным объединяющим профессиональных аудиторов органом.
-- Какие полномочия возлагаются на Аудиторскую палату?
-- Аудиторская палата будет единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, созданным в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности». Основными целями Аудиторской палаты будут:
- объединение на профессиональной основе аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей для выполнения ими возложенных на них Законом «Об аудиторской деятельности» обязанностей, а также защиты прав и профессиональных интересов членов;
- обеспечение общественной заинтересованности в аудиторской профессии путем содействия членам Аудиторской палаты в осуществлении профессиональной деятельности в области аудиторских и профессиональных услуг, образования и повышения квалификации, а также путем осуществления независимой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей на предмет соответствия требованиям законодательства, международных стандартов аудиторской деятельности;
- содействие развитию законодательства в области осуществления аудиторской деятельности, оказания профессиональных услуг и повышению престижа профессии, укрепления правовых основ аудиторской деятельности, содействия в создании благоприятной бизнес-среды в Беларуси.
Задачами Аудиторской палаты будут являться:
- содействие созданию условий для профессиональной деятельности членов Аудиторской палаты;
- содействие укреплению правовой основы аудиторской деятельности, правовой защищенности аудиторов;
- участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам аудиторской деятельности, в обеспечении применения норм законодательства, регулирующего отношения при осуществлении предпринимательской деятельности, а также осуществление взаимодействия с государственными органами, общественными организациями и иными организациями по вопросам совершенствования и применения норм законодательства;
- участие в повышении профессионального уровня аудиторов;
- осуществление внешней оценки качества работы членов Аудиторской палаты;
- обеспечение защиты прав и интересов членов Аудиторской палаты;
- сотрудничество с аналогичными организациями иностранных государств и международными организациями.
В рамках компетенции, установленной Законом «Об аудиторской деятельности», функциями Аудиторской палаты будут являться:
- представление интересов членов Аудиторской палаты в государственных органах, иных органах и организациях, в том числе международных;
- разработка и принятие по согласованию с Минфином внутренних правил аудиторской деятельности, правил по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, основанных на принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, а также принятие в пределах своей компетенции других локальных нормативных актов;
- разработка и внесение в уполномоченные госорганы предложений о совершенствовании законодательства об аудиторской деятельности;
- разработка рекомендаций по применению национальных правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности и по иным вопросам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности;
- оказание аудиторским организациям, аудиторам — индивидуальным предпринимателям методической помощи по вопросам, связанным с оказанием аудиторских и профессиональных услуг;
- установление по согласованию с Минфином и Министерством образования условий признания специальной подготовки аудиторов в области МСФО, позволяющей оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
- обеспечение применения и развития МСФО;
- обеспечение соответствия членов Аудиторской палаты требованиям Международных стандартов контроля качества аудита, обзорных проверок, прочих заданий по подтверждению достоверности информации и сопутствующих услуг;
- создание механизмов, обеспечивающих рассмотрение дел о применении мер воздействия в отношении членов Аудиторской палаты в соответствии с законодательством и локальными нормативными актами Аудиторской палаты;
- обеспечение соответствия членов Аудиторской палаты требованиям Международных образовательных стандартов для профессиональных бухгалтеров;
- участие в обучении аудиторов по образовательным программам повышения квалификации;
- участие в разработке учебно-программной и учебнометодической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых в процессе подготовки к аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора, а также в профессиональном обучении лиц, желающих осуществлять аудиторскую деятельность;
- привлечение научно-образовательных учреждений и центров, субъектов рынка информационных технологий с целью внедрения в аудиторскую деятельность современных информационных технологий.
Эти цели в целом соответствуют необходимым направлениям развития аудиторской профессии в нашей стране и согласуются с целями, заявленными Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC).
-- Станет ли обязательное членство в АП и включение в реестр полноценной заменой когда-то отмененному лицензированию аудита?
-- С формальной точки зрения идея саморегулирования заключается в том, чтобы само сообщество специалистов ограничивало доступ на рынок недобросовестным участников. В отличии от этого права, суть лицензирования состоит в том, что государство через такой инструмент защищает свои интересы. Действительно, статьей 6 нового Закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что осуществление аудиторской деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не включенными в аудиторский реестр, с 1 января 2020 г. является незаконным и запрещается. И именно само профессиональное аудиторское сообщество будет определять вопрос о том, достойны или не достойны отдельные субъекты включаться такой реестр. Более того, планируется что реестр будет содержать градацию аудиторов по классам компетенции, в том числе с правом аудита отчетности по МСФО (IFRSs) согласно требований Международных Стандартов Аудит (ISAs).
-- В связи с созданием Аудиторской палаты чего будет больше: государственного регулирования аудиторской деятельности или саморегулирования?
-- При проработке структуры Аудиторской палаты, был учтен опыт как Европейского союза, так и иных стран, включая США, Канаду, Австралию. Очень полезным 5-ти летним опытом для меня лично было участие в качестве специалиста в международной программе Всемирного банка STAREP по развитию аудиторской профессии в Восточной Европе. Как итог, в одну из основ структуры нашей Аудиторской палаты легли принципы директивы Евросоюза об аудите, согласно которой в европейских странах создается так называемый «смешанный контроль», когда аудиторскую профессию в равной мере контролируют как государственные регуляторы, так и само аудиторской сообщество. В некоторых странах эта цель достигается равным участием представителей государства и иных пользователей и аудиторов в правлениях. У нас эта идея реализована путем создания Наблюдательного совета, в состав которого вошли представители государства и пользователей отчетности.
-- В новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», по сути, формулируется новая концепция качества аудита и его контроля. Что такое вообще качество аудита? Кто и как может его оценить?
-- С точки зрения теории аудита, качество – это процент неправильно выданных аудиторских заключений. Например, общепринятый уровень аудиторского риска (т.е. риска выдачи ошибочного заключения) не должен превышать 5 % от всех выданных аудиторских заключений за год. Для оценки качества по такому критерию необходимо вести статистику.
Однако есть иной подход к качеству. Качество – это соблюдение профессиональных стандартов. В статье 1 Закона «Об аудиторской деятельности» установлено, что оценка качества работы аудитора, аудитора - индивидуального предпринимателя, аудиторской организации - система мер, методик и процедур по анализу соблюдения аудитором, аудитором - индивидуальным предпринимателем, аудиторской организацией правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров, Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров, основных принципов аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного в установленной форме аудиторского мнения.
-- Кто и как будет осуществлять контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов–ИП?
-- Вопрос привлечения профессионалов для проведения проверок контроля качества является, пожалуй, самым серьезным. Например, не любой аудитор сможет выразить мнение по поводу системы контроля качества международных аудиторских сетей. Поэтому на начальном этапе планируется привлечение аудиторов-экспертов из ведущих аудиторских компаний Беларуси (для них безвозмездно). Это, в первую очередь, работники ведущих международных аудиторских сетей, не понаслышке знающих и понимающих, что такое качественный аудит. С развитием Аудиторской палаты проверками качества аудита будут заниматься штатные эксперты Аудиторской палаты.
-- Какие нарушения могут повлечь исключение из АП и реестра?
-- Основными основаниями для принятия правлением Аудиторской палаты решения об исключении аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя из членов Аудиторской палаты являются:
- применение исключения аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя из членов Аудиторской палаты в качестве меры воздействия по результатам осуществления внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей;
- выявление повторного нарушения аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
- иные основания, предусмотренные Законом «Об аудиторской деятельности».
-- Что нужно сделать, чтобы избежать конфликта интересов, когда аудиторам придется проводить проверки качества работы своих коллег из других компаний, которые одновременно являются их конкурентами?
-- Это вопрос этики. Ключевым моментом в таких ситуациях будет принятие на себя обязательств по этичному поведению, включая сохранение конфиденциальности. Любые конфликты будут рассматриваться дисциплинарным комитетом и правлением Аудиторской палаты.
-- На каких принципах создаются Наблюдательный совет и правление АП?
-- Если персональный состав Наблюдательного совета утверждается Министерством финансов, то 7 членов правления будут избираться аудиторским сообществом на учредительном, а впоследствии на общих собраниях. Эти 7 членов правления, в свою очередь, будут выбирать председателя и заместителя председателя правления.
-- Что должно быть приоритетным в работе АП: контрольная и регуляторная функция или методическая помощь и защита интересов своих членов?
-- В структуру направлений деятельности членов правления и подчиняющихся им 7-ми комитетов заложена не только контрольная функция, но задачи по развитию аудиторской профессии, разработке методической и методологической помощи аудиторам при осуществлении ими своей работы.
-- АП должна финансироваться за счет обязательных взносов своих членов. Можно ли будет включать эти взносы в затраты для целей налогообложения?
-- Думаю, что это вопрос будет позитивно решен со стороны Министерства по налогам и сборам. Ведь уплата таких членских сборов непосредственно связана с правом получения доходов от аудиторской деятельности.
-- Чем грозит аудиторам вывод о некачественном оказании аудиторских и профессиональных услуг и нарушения при осуществлении аудиторской деятельности?
-- Законом «Об аудиторской деятельности» и проектом Устава Аудиторской палаты предусмотрен пошаговый механизм устранения вопросов некачественного аудита. На мой взгляд, нельзя рубить с плеча в таких вопросах и сразу исключать аудиторов из профессии, тем более в условиях недостаточного доступа к передовым мировым практикам и методикам аудита в настоящий момент. Именно поэтому всегда будет предоставляться достаточно времени улучшения качества оказываемых аудиторских услуг.
Наши услуги: